10В этом году мне посчастливилось быть членом жюри V Международного конкурса им. Сергея Михалкова на лучшее художественное произведение для подростков. Читать рукописи, пришедшие на конкурс, – значит, быть в курсе новейших тенденций современной детской литературы. Конкурс солидный, с большим призовым фондом, поэтому рукописей много: более трехсот произведений из разных городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Весь спектр тем и жанров подростковой литературы.

По-прежнему в тренде «русское фэнтези». Тема перемещения героев из нашего мира в параллельное сказочное пространство или полумифическое прошлое уже несколько заезжена, но встречались и удачные решения. Запомнилась, например, ироничная и смешная сказочная повесть Анны Данковцевой «Бабы Яги племянник» о современном мальчишке, которому пришлось отправиться в тридевятое царство. Были и литературные сказки на основе народных сказаний того края, где живет автор.

Постепенно возвращается в подростковую литературу некогда популярный жанр исторической повести – о русском средневековье, о языческой Руси, о Великой Отечественной войне, о 1950–1970-х годах. Правда, часть рукописей – это альтернативная история, вводящая школьников, которые историю не знают вообще, в заблуждение. Но, помимо псевдоисторических опусов, были и произведения, основанные на строго исторических фактах. Повесть Бориса Никитенко «Лейб-гвардии конного полка» о подростках из разных стран, которые собирают сведения о своих предках – русских белогвардейских офицерах, уехавших из России во время Гражданской войны. Виктор Заяц в сборнике рассказов «Старый да малый» с доброй и немного грустной улыбкой вспоминает свое детство 1960–1970-х в подмосковной Электростали. Сильное впечатление от повести «Молодинский излом» Юрия Шурупова, рассказывающей о малоизвестном, но важном историческом событии XVI века – битве при Молодях. По значению она сравнима с Куликовской битвой. Тогда немногочисленные русские войска отбили нашествие многотысячной армии крымского хана.

Основная масса конкурсных произведений – реалистические, с элементами традиционной школьной повести. Их главные проблемы – типично подростковые: поиск своего места в жизни, взаимоотношения со взрослыми и ровесниками, нравственный выбор… Порадовали произведения о подростках, активно ищущих свое место в жизни, не боящихся трудностей и работы, живущих в реальном, а не виртуальном мире. Это герои повестей Татьяны Банновой «Девочка с фотоаппаратом», Марины Ворониной «Лето вакансий», Вячеслава Лазарева «Славка, Колька, Сашка и самолет». Они оптимистичны, в них создан привлекательный образ героя-деятеля с четкими нравственными ориентирами. Ему хочется подражать. Были и произведения остросоциальные, жесткие по сюжету и конфликтам, но неизменно выводящие героев к свету, как повесть «Жизнь только начинается» Василия Омельченко (Харьков)…

13 рукописей, вошедших в шорт-лист, представили все основные направления современной подростковой прозы. Историческая повесть – «Два всадника на одном коне» Михаила Федорова. Он и стал лауреатом второй степени, фактически победителем конкурса (первую премию в этом году решили не присуждать). К историческим можно отнести и рассказы Светланы Волковой из сборника «Джентльмены и снеговики», очень фактурные, насыщенные множеством ярких и узнаваемых деталей советского быта от 1940-х до 1970-х годов.

Роман «Солнце на дороге» Андрея Максимова (третья премия) – увлекательное фэнтези, в котором свой квест в дохристианском прошлом Руси проходит человек из нашего времени, которого босс отправляет… за молодильными яблоками.

Все остальные финалисты писали о жизни современных подростков. Третью премию получила остросюжетная повесть Александра Турханова «За горами, за лесами» – о мальчишке, заблудившемся в тайге и выжившем назло обстоятельствам. Остальные рукописи, на мой взгляд, были ничуть не хуже, но конкурс есть конкурс… «Реставратор птичьих гнезд» Елены Крживицкой – о выборе жизненного пути, профессии и единомышленников. Повесть «Ты любишь науку или нет?» Генриха Книжника – о шестиклассниках, увлекшихся физикой и придумавших аппарат для производства… шаровых молний. Повесть «Хочешь жить, Викентий?» Нины Орловой-Макграф – это дневник студента медицинского колледжа, натуралистичный, местами юмористичный. Узнаваемые ребячьи образы в повестях «Тайна горы» Татьяны Шипошиной, «Три шага из детства» Ольги Зайцевой, «Сотворение мира» Татьяны Кудрявцевой. Напряженностью сюжета и драматичностью отличается повесть Евгении Басовой «Деньги, дворняги, слова». Больше всего меня тронула – простите за субъективизм – повесть Дарьи Доцук «Поход к двум водопадам». Зрелый, психологически точный, художественно отточенный текст. Даже не верится, что автору всего 26…

Особняком стоит повесть Сюзанны Кулешовой «Литейный мост», удостоенная специального приза детского жюри. Абсолютно питерская книга, передающая тревожно-пленительную атмосферу этого города. Чарующие туманно-текучие детали городского пейзажа, сбалансированное соотношение мистического и реалистического, запоминающиеся герои, напряженный сюжет.

Общее у большинства конкурсных произведений – светлый и оптимистичный настрой. Даже если герою пришлось хлебнуть лиха и сердце читателя тревожно билось на протяжении всей книги, финал неизменно жизнеутверждающий. Как и должно быть в детской книге.

P.S. Все 13 рукописей увидят свет уже этой осенью в издательстве «Детская литература».