Прочти - это интересно

(Об удивительной судьбе сказки А.С. Пушкина)

О Пушкине написано много. Но архивы хранят еще немало тайн. О находке, которую сделали работники Государственного архива Ставропольского края, стало известно в 1998 году. В его фондах сохранилось целое дело на поэта. Завела его Ставропольская духовная консистория. Дело скандальное. Оно про то, как возмутилось местное духовенство "Сказкой о попе и о работнике его Балде". Именно так – с двумя предлогами "о" озаглавил сказку Пушкин, что часто игнорируют и издатели, и авторы статей. А начиналась история этой сказки так…

Блохин Н. "ЧТО ЗА ПРЕЛЕСТЬ ЭТИ СКАЗКИ!.." // "Подъем". – 2011. - № 10. – С. 158.

Комнатное растение может принести в дом счастье и богатство, ведь, по поверью, у каждого цветка своя волшебная сила. Вот пятерка самых «влиятельных»:

Книга о том, что нужно заново учиться читать. Именно для этого ещё в 1940 году написал свою книгу Мортимер Адлер, американский философ, редактор и преподаватель, чья фамилия так, кстати, совпадаете названием российского города-курорта.

Всю свою жизнь он посвятил тому, чтобы научить людей любить и понимать книги. Здесь изложены его рекомендации для проникновенного пристального чтения. Активного, вдумчивого, многоэтапного. Чего бы хотел Мортимер Адлер? Чтобы читатель видел в книгах сокрытое между строк, ощущал вкус, цвет и запах слов.

Книга Адлера академична и доходчива одновременно. Ненавязчива и исповедальна. Главное – поощрять одинокое, личное прочтение и понимание...

Адлер учит заново читать. – Литературная Россия. – № 38. – 23 сентября 2011. - С. 5

Существуют слова и выражения с размытым смыслом. Термин «интеллигенция» из их числа: каждый понимает его по-своему. Одни считают статус интеллигента неким приложением к высшему образованию. Для других интеллигент – это человек в очках, но без денег, что-то вроде нищего с высшим образованием и с бюджетной зарплатой взамен милостыни. Третьи убеждены, что интеллигенция – это те, у кого есть и образование и деньги и кого при этом показывают по телевизору.

ЕСТЬ ТОВАРЫ НАСТОЛЬКО ПРИВЫЧНЫЕ, ЧТО, КАЖЕТСЯ, ОНИ СУЩЕСТВОВАЛИ ВСЕГДА.

История эскимо началась 90 лет назад, когда американец датского происхождения Кристиан Кент Нельсон подал в патентное бюро заявку на изобретенный им способ изготовления мороженого в шоколадной глазури. Легенда гласит, что Нельсона, владевшего кондитерской лавкой, натолкнул на мысль совместить два продукта в одном некий мальчик, который никак не мог решить, что же ему купить: мороженое или плитку шоколада? Изобретатель долго экспериментировал…

В СССР в роли популяризатора эскимо выступил нарком пищевой промышленности Анастас Микоян, по распоряжению которого в 1930-е годы в Москве было организовано производство этого лакомства.

Леонов С. Эскимо. – Вокруг света. – № 9 (сентябрь) 2011. – С. 50

ПОТОМУ ЧТО АТРИБУТОМ СРЕДНЕВЕКОВЫХ ШУТОВ БЫЛА ГОРОХОВАЯ ПОГРЕМУШКА.

Шут был одним из персонажей в европейском средневековом театре. Он носил полосатый желто-зеленый костюм, на голове шапочку с ослиными золами, а в руке держал погремушку – палочку с привязанным к ней бычьим пузырем, в который насыпали горох. (Кстати, от упомянутого двуцветного костюма пошло зафиксированное в словаре Даля выражение «шут полосатый».)

Существительное портфель появилось в России в начале XIX века и произносилось тогда как портфейль. А возникло оно во французском языке из словосочетания porter feuille, буквально означавшего "носить листы бумаги".

Школьная сумка с плечевыми ремнями и твёрдым корпусом, которую носят за спиной, ранец, а если у неё мягкий корпус – рюкзак. Слова ранец и рюкзак первоначально не связаны со школой. Их заимствовали из немецкого языка для обозначения заплечной военной сумки (ранец – Ranzen) и походного вещевого мешка (рюкзак – Rucksack).

У многих названий школьных принадлежностей древние славянские корни. К примеру, слова учебник, точилка, краски, счёты связаны с глаголами учить, точить, красить, считать. К общеславянскому восходят также слово ручка – рука и родственные слова дневник и день, ведь записывать домашние задания в дневниках ученикам приходится ежедневно.

Обнищали любимые реки, пересохли леса, в которых собирал по 300 белых до обеда и аукался с друзьями. Иных уж нет, а те далече...

Но остались любимые книги. И эту последнюю радость никто у меня не отнимет, не приватизирует.

За окном гудит холодный ветер, а у меня возле дивана светится ночная лампа, и я читаю Вацлава Михальского, друга юности, перед которым должен повиниться - я не представлял, какой он замечательный писатель...

В Иерусалиме всех удивила семилетняя израильтянка Ноа Пурис, которая за год прочла 600 книг из муниципальной библиотеки, оставив позади взрослых книголюбов. При этом юную мисс Пурис не считают вундеркиндом. Она ходит в обычную школу, посещает кружки, у неё есть друзья, с которыми она играет после уроков. Единственное, чем Ноа отличается от сверстников, - в то время как они торчат за компьютером или телевизором, девочка открывает книгу.

В наше время человек читающий вызывает такое же удивление, как пишущий письма от руки, вместо того чтобы обмениваться эсэмэсками и имейлами. То есть чтение как вид интеллектуального удовольствия уже не выдерживает конкуренции с кино, Интернетом и ТВ. Как уверяют психологи, статическая картинка всегда менее привлекательна, чем движущаяся. Когда человек смотрит телевизор или сидит в чате, у него создаётся иллюзия пребывания в компании. Чтение же книг, пусть даже оно происходит в переполненном общественном транспорте, подразумевает одиночество, перед которым многие испытывают страх.

Существуют вопросы, бесспорные ответы на которые найти довольно сложно. Одна из таких загадок – происхождение (и соответственно исконное, первородное значение) слова «крестьянин».