Каждый человек обязан (я подчеркиваю — обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед общест­вом, в котором он живет, и перед самим собой.

knigaОсновной (но, разумеется, не единственный) спо­соб своего интеллектуального развития — чте­ние.

Чтение не должно быть случайным. Это огромный расход времени, а время — величайшая цен­ность, которую нельзя тратить на пустяки. Чи­тать следует по программе, разумеется не сле­дуя ей жестко, отходя от нее там, где появля­ются дополнительные для читающего интере­сы. Однако при всех отступлениях от первона­чальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Инте­рес может быть в значительной мере результа­том самовоспитания.

Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знаю­щими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа.

Опасность чтения — это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «ди­агональному» просмотру текстов или к различ­ного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе при­вычки к скоростному чтению, оно ведет к забо­леванию внимания.

Замечали ли вы, какое большое впечатление про­изводят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несует­ливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекаю­щей внимания болезни?

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает чело­века интеллигентным, развивает в нем не толь­ко чувство красоты, но и понимание — понима­ние жизни, всех ее сложностей, служит провод­ником в другие эпохи и к другим народам, рас­крывает перед вами сердца людей. Одним сло­вом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется имен­но в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не по­тому, что то или иное произведение надо про­честь (по школьной ли программе или по веле­нию моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать. Если первый раз прочли произведение невнимательно — читайте еще раз, в третий раз. У человека должны быть любимые произведения, к которым он обраща­ется неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей об­становке окружающим и этим то поднять на­строение, то разрядить обстановку (когда на­капливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отноше­ние к происшедшему с вами или с кем-либо другим. «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках — то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь ка­кой-либо фабрике, то просто болели. Леонид Владимирович (так звали моего учителя лите­ратуры) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вме­сте с нами, восхититься чем-то, удивиться ис­кусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рас­сказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами.

Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Ма­мина-Сибиряка, исторические романы — все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь чита­ют сейчас все — она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас кни­гу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в исто­рии человеческой культуры, чтобы стать клас­сикой. Это значит, что в ней что-то существен­ное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существен­ным и для вас?

Классическое произведение — то, которое выдер­жало испытание временем. С ним вы не поте­ряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литера­туру. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставля­ет человека безрассудно тратить самый боль­шой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, — свое время.

Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном.- М.:1989.