Цель: Дать детям знание о жизни, быте, обычаях, творчестве древних славян, вызвать интерес, и чувство гордости уважение к предкам.

Возрастная группа 7-10 лет

Руководитель: Раздобреева Оксана Леонидовна, телефон: 5-71-68

b

Приглашаем посетить занятия по программе "Берегиня"

1. «В родном доме, и каша гуще». Увлекательная программа с элементами костюмированного действия о сибирском гостеприимстве, о хозяйке, её главных помощниках по дому: самоваре, чугунах да горшках с ухватом, главной кормилице – русской печке. Дети закрепят представление о том, как жили наши предки, узнают об устройстве крестьянской избы, о предназначении предметов народного быта, домашней утвари, о правилах культуры поведения в гостях. 

Мастер-класс «Изготовление глиняного женского и мужского горшка».

2. «Молодец в кафтане, девка в сарафане». Интерактивное музейное занятие знакомит с историей русского костюма. Ребята познакомятся с одеждой, которую носили наши предки, начиная с младенческого возраста. Узнают, что носили незамужние девушки и замужние женщины. Какие существовали обряды, связанные с одеждой («Обряд впрыгивания в панёву»). Познакомятся с разнообразием головных уборов, которые можно будет примерить. Узнают, в каком веке и откуда пришел на Русь сарафан, а также значение пояса в народном костюме.

Мастер-класс «Плетение пояса». По славянскому обычаю (после изготовления) дети обменяются своими поясами в знак доброго расположения друг к другу.

3. «В каждой избушке свои игрушки». Интерактивное музейное занятие, рассказывающее о кукле как символе языческой веры наших предков, участнице праздников русской деревни, обереге и игрушке. Дети узнаю, почему простая и незатейливая на вид, народная кукла несла в себе энергию добра и любви, что придавало ей особую почитаемость в народе. Почему сам процесс изготовления куклы в те времена был таинством, и её никогда не делали в плохом настроении или без желания. 

Мастер класс «Изготовление тряпичной куклы-куватки, зайчика на пальчик».

4. «Ремесло не коромысло – плеч не тянет». Интерактивное музейное занятие о различных ремёслах наших трудолюбивых предков: пушном промысле, плетении из бересты, ткачестве, вышивании, резьбе и росписи по дереву, об их значении в жизни народа, об особенностях развития ремёсел в Приангарье. 

Мастер-класс «Роспись «деревянного» изделия» с использованием особенностей сибирской росписи, которая являясь частью народного изобразительного искусства, служила исключительно декоративным целям.

В основе каждого мероприятия, которое состоит из интерактивной экскурсии и мастер-класса лежит определенный фольклорный сюжет, тема.  Дети сразу же становятся активными участниками игры-экскурсии. Максимальное количество человек в группе - 15. Для нас важно, чтобы каждый смог принять активное участие и проявить себя. Групповые занятия проводятся по заявкам, на платной основе. Стоимость с мастер-классом 70 рублей с человека, без мастер-класса – 50 рублей с человека.

Фото занятий

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19

Виртуальные экскурсии "В гости к предкам славян"

Экскурсия 1 "Русская изба. Бабий кут"

Дорогие ребята! Приглашаем вас совершить увлекательную экскурсию  в прошлое, и заглянуть  в гости к нашим предкам.  И так … Милости просим!

1

«Гость на порог, хозяину радость», «Много гостей, много новостей», Хлеб да соль! Русь всегда славилась своим гостеприимством, об этом говорят и многочисленные пословицы и поговорки.  А знаете ли вы, почему гостей всегда встречали хлебом и солью?  В стародавние времена путник, который зашел в селение и попросился на ночлег, да отведал хлеб и кашу, мог всегда рассчитывать на защиту хозяина. Но и сам уже не мог причинить хозяевам зла.  Вот поэтому появилась традиция встречать дорогих гостей хлебом да солью. Хлеб у славян олицетворял достаток, богатство, а соль отгоняла злых духов.

 

2

С древних времен люди строили себе жилища, где можно было спрятаться от холода, непогоды, от диких зверей, погреться у огня, приготовить пищу.  «Мой дом, моя крепость», «Дома и стены лечат», «В гостях хорошо, а дома лучше». На Руси избы рубили (строили) без единого гвоздя из самого прочного дерева – лиственницы. Такие дома стояли долго, т.к. если лиственницу вымочить в воде она приобретала прочность камня.  Такие срубы и в наше время можно встретить в Музеях деревянного зодчества. Давайте заглянем  в избу. Наклоняйтесь пониже, не ударьтесь. Ну вот, поклон как подобает, хозяевам отвесили.  И что мы видим … Печь!

 

3

Печь предмет одушевленный, полноправный член семьи.  Она занимала полдома и была сердцем его. О ней говорили: «На печи всегда красное лето», «Мала печка да тепленька», «Когда в печи жарко, тогда и варко». Печь кормила семью, обогревала дом, на ней спали малые дети и старики, сушили одежду и…  парились как в бане. А сейчас я приглашаю вас заглянуть в особое место в доме. Здесь хозяйничает только женщина. Это место  так и называлось – «бабий кут» (угол), находился он у печки и отделялся занавеской.  Здесь она варила еду, пекла и стряпала, пряла и шила. Тут же на большом крюке, вбитом в потолок висела зыбка (колыбель) с самым маленьким членом семьи.  А ещё у хозяйки были помощники, без которых не обойтись. Знакомьтесь, самовар.

 

4

Про него говорили: «Стол без самоварного возглавия не стол, а кормушка.  Ни приятности тебе, ни чинности». Из века в век на Руси почитали трёх хозяев. СамогО, того, кто самый главный в семье (отец, дед), русскую печь и самовар.  Без них не начинался день, а с их почина делались  все остальные дела. Он считался символом добра и семейного покоя. А вот самая незаменимая вещь и в наше время, ложка

 



5

На Руси семьи были большие до 15 и более детей. Когда в семье рождался очередной  малыш, ему дед или отец вырезал из дерева его собственную ложку.  Потому что у каждого члена семьи должна была быть своя, и другую он брать не имел право. Даже в гости ходили со своей ложкой. И пословицу сложили «Запасливый гость без ложки в гости не ходит». Пришел без ложки, остался «с носом». А что хозяйка в печку ставит? Конечно, чугунок.

 



6

Самая прочная и незаменимая посуда в хозяйстве. Чугунок тяжелый, т.к. сделан из особо прочного металла – чугуна, его ставили прямо в сам огонь.  В нём кипятили воду, варили овощи, супы. Чугуны были большие и маленькие. У чугунка был младший брат -  это горшок.

 




7

Горшок был главной кухонной посудой. Его изготавливали из глины.  Он прямой предшественник  супницы, кастрюли, сахарницы и контейнеров для хранения различных продуктов. В нём готовили каши, супы, тушили мясо, кипятили молоко. Хранили  крупы, муку, мёд, масло и сметану. В них не портились продукты. У  хозяйки  в куту горшки были разные.  Самые маленькие,  которые вмещали три ложки,  и огромные которые вмещали до трёх ведер воды.  Расписные горшочки ставили на праздничный стол,  в горшках попроще готовили и хранили продукты. Считалось, что старые горшки имели обереговую силу, их не выбрасывали. Если они трескались, их с любовью оборачивали берестой и хранили в них сыпучие продукты.

 

8 9

Горшки были женские и мужские. Мужские отличались от женских по форме. Мужские были круглые, крепкие и низенькие, а женские высокие и изящные (крынки). Когда купали деток -девочек поливали обязательно из женского горшочка, приговаривая: «Расти стройная и красивая», а мальчикам приговаривали расти крепкими и сильными. У горшков есть части тела, как у человека - тулово, горлышко, талия, губы и ноги. А как же хозяйка вынимает горячие чугуны и горшки из печи?  Ей помогает …ухват

 


10 11

Ухват, без него не обойтись. Ухватов  было тоже несколько, от больших до маленьких. Для больших и маленьких горшков и чугунов.  А вот караваи хлеба да пироги вынимала другая помощница, это хлебная лопата. Вот она…





12

В старые годы, когда в каждом деревенском доме пекли хлеб, а по праздникам — пироги, при печи полагалось иметь широкую деревянную лопату на длинном черенке. Как сказывается в  народной сказке про Лутонюшку, была она даже у Бабы Яги в избушке на курьих ножках. Именно на хлебной лопате отправил наш герой в пылающую русскую печь дочку злой колдуньи. Хлебную лопату делали из целого куска дерева, точнее, липового, осинового или ольхового кряжа.

У хозяйки были не только помощники, которые помогали ей управляться  у печки, были и другие хлопоты. Например, постирать и погладить бельё. А помогало ей в этом  вот такое устройство, как сейчас сказали бы «2 в 1». Это стиральная машина и утюг. А называлось это чудо техники  … рубель

13

Стирка, для многих современных людей, ограничивается загрузкой и выгрузкой белья. А как справлялись в старые времена наши предки в условиях отсутствия не только горячей воды из-под крана, но и стирального порошка с хозяйственным мылом? Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень. Никогда не стирали в бане, это считалось грехом. Бучить белье могли в доме или около бани, а значит, рядом с водоемом. Для стирки использовались чугуны, глиняные корчаги, корыта, ступы, песты, вальки и рубели. Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном чугуне, и ставила в печь. Но не надо представлять себе женщину, мужественно вталкивающую тяжеленный чугун в устье печи – ей в этом помогал ухват и каток. Если ухват знаком всем, то назначение катка следует объяснить – это специальная гантелеобразная деревянная подставка, по которой ручка ухвата вкатывала тяжелую емкость в жаркое нутро печи.

Еще одним орудием для стирки служил ВАЛЕК. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу, как бы выбивая грязь. Вальки украшали затейливыми орнаментами. Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка.

Любая ответственная хозяйка знает: стирка – это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки. Какие приспособления имелись в домашнем хозяйстве наших  предков, чтобы это сделать? В прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье. Чем? Знакомьтесь. Рубель и скалка.

Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой.

Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки. Оборачивала ими скалку, образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань — катали. И это был механический способ глаженья.

А вечером садилась у окна за другую помощницу – прялку.

14 15

И только тихо поскрипывало колесо, а из мягкой кудели  тянулась ниточка, чтобы зимними вечерами связать деткам теплые носочки или наткать на всю семью холста - ткани на  порты да сарафаны. Но это уже совершенно другая история, которую вы дорогие ребята узнаете на следующей нашей интерактивной экскурсии.


Доброго вам здоровья! Для доброго гостя и ворота настежь!

Приглашаем на интерактивные занятия в 2018 году

План на 2018 год

Январь

«Хозяйка в дому что пчела в саду» Интерактивное занятие.

Май

«Молодец в кафтане, девка в сарафане» Интерактивное занятие.

Июнь

«В каждой избушке - свои игрушки» Познавательный творческий час.

Ноябрь

«К  чему дитятко приучишь, то от него и получишь» Познавательный творческий час.

Добавить комментарий