Специалисты библиотеки им. Ю. Ф. Федотова предлагаем вашему вниманию рекомендательный аннотированный список книг экологической направленности из фондов МБУК «Централизованной библиотечной система » пополняемый ежемесячно
|
Распутин, В. Г. Прощание с Матерой / Валентин Распутин ; [художник Сергей Элоян]. - Иркутск: Сапронов, 2012. - 203 с. При строительстве гидроэлектростанции на Ангаре некоторые деревни ушли под воду образовавшегося залива. Вот и Матёра — остров, на котором располагалась деревня с таким же названием, деревня, которая простояла на этом месте триста лет, — должна уйти под воду. Неимоверно тяжело расставаться с родным кровом жителям деревни, особенно Дарье, «самой старой из старух». С тончайшим психологизмом описаны автором переживания людей, лишенных ради грядущего прогресса своих корней, а значит, лишенных и жизненной силы, которую придает человеку его родная земля. Прощание со старой деревней,жизнь в новой — в такие переломные для человеческого сознания моменты и раскрываются его нравственные качества. |
|
По Ангаре ... / [фотографии А. Бызова и из архива Галины Афанасьевой-Медведевой ; художник Сергей Элоян ; редактор А. Ф. Гремицкая]. - Иркутск : Издатель Сапронов, 2014. - 255 с. : фот. + 1 эл. опт.диск (CD-ROM). Эта книга – уникальное издание о великой сибирской реке, пережившей и переживающей нелегкие времена во имя технического прогресса. О трагедии жителей, прошедших через затопление родных деревень с родными погостами, написана пронзительная повесть Валентина Распутина "Прощание с Матерой". Ныне предстоят новые "прощания". Об издержках происходящего и рассказывают писатели Валентин Распутин и Валентин Курбатов, археолог, доктор исторических наук, профессор Николай Дроздов и участники выполнения долгосрочной программы по проведению охранно-спасательных археологических исследований в зоне затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС. |
|
Сенчин, Р. Зона затопления / Роман Сенчин. – Москва : АСТ, 2015. – 384 с. В новом романе Р.Сенчина «Зона затопления» жителей старинных сибирских деревень в спешном порядке переселяют в город – на этом месте будет Богучанская ГЭС. Автор не боится параллели с «Прощанием с Матерой», посвящение Валентину Распутину открывает роман. Люди «зоны» – среди них и потомственные крестьяне, и высланные в сталинские времена, обретшие здесь малую родину, – не верят, протестуют, смиряются, бунтуют. Два мира: уходящая под воду Атлантида народной жизни и бездушная машина новой бюрократии… |
|
Акимова, Т.А. Экология: человек - Экономика - Биота - Среда : учебник для студентов вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: ЮНИТИ, 2006. - 495 с. Рассмотрены основные проблемы, которые входят в сферу современной «Большой» экологии. В качестве центрального объекта макроэкологии выступает глобальная экосфера-сочетание современной биосферы и созданной человеком техносферы ( система «человек- экономика - биота - среда»), или глобальная эколого-экономическая система. Происхождение экосферы и образование антропосферы представлены в русле глобального эволюционизма. Изложены биологические и социально- экономические основы макроэкологии и результаты 30-летнего эколого-экономического мониторинга. Сконцентрировано внимание на взаимоотношениях экологии и экономики, а также стратегиях преодоления экологического кризиса. Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также работников природоохранных и эколого-экономических служб. |
|
Шигапов, А. С.. Чернобыль, Припять, далее нигде... / Артур Шигапов. - Москва: ЭКСМО, 2011. - 272 с. Перед вами — возможно, самый необычный из всех выпущенных в мире путеводителей. Он рассказывает о том, как ездить туда, куда ездить не надо. Туда, куда добровольно не поедет ни один «здравомыслящий» человек. Туда, где случилась катастрофа вселенского масштаба, напрочь отбросившая привычные представления о добре и зле. Эта книга проведет вас проверенными дорогами по городам – призракам, городам-легендам…Вслед за автором вы, как настоящие сталкеры, сможете пройти квартал за кварталом, словно уровень за уровнем. И это будет уже не игра, а реальное приключение, которое вы не забудете никогда в жизни. |
![]() |
Прохоров, Б. Б. Экология человека : учеб.для вузов / Б.Б. Прохоров. - Москва: Academia, 2005. - 319 с. - (Высшее профессиональное образование). В учебнике изложены теоретические и практические вопросы влияния окружающей среды на жизнедеятельность людей, дано определение места экологии человека в системе наук, приводятся антропоэкологические аксиомы, составляющие теоретическую основу новой науки, и развивается концепция антропоэкосистем — объекта изучения экологии человека. Подробно рассмотрены связь экологии с демографией и медициной, условия жизни людей в различные эпохи, их взаимодействие с окружающей средой, проблемы нормирования качества окружающей среды, осуществления практической деятельности в области экологии человека, различ- ные виды безопасности человечества. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Экология», «Геоэкология». Может быть полезен учителям средней школы и всем, кто интересуется современными взглядами на проблему «человек— общество—окружающая среда». |
![]() |
Николайкина, Н. Е. Промышленная экология: инженерная защита биосферы от воздействия воздушного транспорта: Учеб. пособие для вузов / Н.Е. Николайкина, Н.И. Николайкин, А.М. Матягина. - Москва: Академкнига, 2006. - 239 с.: ил. - (Учебное пособие для вузов). На примере воздушного транспорта приведены сведения о направлениях, особенностях и масштабах воздействия транспорта на окружающую среду городов, о современных путях и методах снижения негативных последствий этого воздействия, а также о существующих международных и отечественных экологических проблемах развития воздушного транспорта и обслуживаемых им мегаполисов,крупных населенных пунктов и удаленных обособленных промышленных центров. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям в области эксплуатации авиационной и космической техники, изучающих проблемы антропогенного загрязнения городов и смежные вопросы прикладной экологии, а также для экологической подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов городского хозяйства, государственных органов охраны окружающей среды и авиапредприятий. Может быть использовано при подготовке выпускных квалификационных работ и в научно-исследовательской работе. |
![]() |
Устинов, С. К. Записки эколога: собрание сочинений в 3-х томах / Семен Устинов. - Иркутск: Иркутские ведомости,2013. |
![]() |
Айтматов, Ч. Т. Плаха / Чингиз Айтматов. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. - 488 с. Роман Чингиза Айтматова «Плаха» — призыв одуматься, осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Проблему экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности. |
![]() |
Толстая, Т. Кысь / Татьяна Толстая. – Москва: Эксмо, 2003.—320 с. Роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю. Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека. |
![]() |
Глуховский, Д.А. Метро 2034 : роман / Д. А. Глуховский. - Москва : АСТ : Астрель, 2009. - 445 с. Постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского описывает жизнь людей в Московском метрополитене после ядерной войны. Весь мир разрушен ядерной войной. Крупные города стерты с лица Земли, о мелких ничего не известно. Остатки человечества коротают последние дни в бункерах и бомбоубежищах, самое большое из которых - Московский Метрополитен. Все те, кто оказался в нем, когда на столицу падали боеголовки ракет, спаслись. Для уцелевших после Судного дня метро стало новым Ноевым ковчегом. Поверхность планеты заражена радиацией и населена чудовищами. Отныне жизнь возможна только под землей. Станции превратились в города-государства, а в туннелях властвуют тьма и страх. Жители Севастопольской, маленькой подземной Спарты, ценой невероятных усилий выживают на своей станции и обороняют ее. Но однажды Севастопольская оказывается отрезанной от большого метро, всем ее обитателям грозит страшная гибель. Чтобы спасти людей, нужен настоящий герой... |
![]() |
Губарев, В. С.Страсти по Чернобылю / Владимир Губарев. - Москва: АЛГОРИТМ; Киев: АРИЙ, 2011. - 368 с.: ил. Этот день в истории нашей цивилизации стал переломным. Он не только изменил судьбы многих людей, но и заставил Историю идти новым путем. Распад Советского Союза начался в ту страшную ночь. 26 апреля 1986 года гигантское радиоактивное облако накрыло не только нашу страну, Европу, Азию и Америку, но и прошлое, настоящее и будущее человечества. Страсти по Чернобылю продолжаются уже четверть века. Они не оставляют всех, кто в той или иной форме в России, на Украине и в Белоруссии имеет отношение к случившемуся. |
|
Бганба, В.Р. Социальная экология: Учеб. пособие./В.Р. Бганба. — М.: Высш. шк., 2005. — 309 с.: ил. Автор в учебном пособии раскрывает процесс становления и особенности социальной экологии как науки, уточняет ее концептуальный аппарат, методы, принципы и законы, а также показывает пути становления экологического равновесия. Учебное пособие включает в себя все необходимые дидактические единицы курса, программу, тематические планы и рекомендации для проведения семинарских занятий; предлагаются темы рефератов, курсовых и дипломных работ, перечень вопросов к экзамену, тесты; дается список литературы и словарь экотерминов. Учебное пособие соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта РФ третьего уровня высшего профессионального образования по данному предмету. Предназначено студентам, аспирантам, преподавателям гуманитарных вузов и широкому кругу читателей. |
|
Саутин, Е. А. "Живое" слово на уроках экологии: методическое пособие по поэтической экологии / Е. А. Саутин. - Казань: [б. и.], 2004. - 208 с. В пособии собраны стихи, посвященные поэтической экологии. Книга рассчитана на преподавателей экологии, биологии, природопользования, литературы, студентов, учащихся общеобразовательных школ. В пособие включены стихи как известных поэтов А. Пушкина, Ю.Лермонтова, И.Никитина, С.Есенина и др. так и стихи усть-илимских авторов: Л.Аврясова, А.Давыдова, Э.Копицы, В.Поливцева, М.Рябикова. |
|
Константинов В. М.Экологические основы природопользования : учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / В. М. Константинов, Ю. Б. Челидзе. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Издательский центр «Академия», 2006. - 208 с. В учебном пособии рассмотрено современное состояние природных ресурсов и окружающей среды, даны теоретические основы рационального природопользования, основы природного законодательства, освещены вопросы охраны природы в России и международного сотрудничества в этой области, показана роль экологического образования в рациональном природопользовании. Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезно также учителям школ, лицеев, колледжей. |
|
Голубев, Г.Н. Геоэкология : учеб. для вузов / Г.Н. Голубев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва, 2006. - 288 с. В учебнике изложены основы геоэкологии - междисциплинарного научного направления, изучающего экосферу как взаимосвязанную систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом. Рассмотрены природные и социально-экономические факторы экосферы, проблемы глобальных изменений, геоэкологические проблемы атмосферы, гидросферы, педосферы, литосферы, биосферы. Даны геоэкологические аспекты природно-техногенных систем. В свете проблемы выживания человечества рассматриваются взаимосвязанные глобальные проблемы кризисного характера (геоэкологическая, демографическая, водная, энергетическая, продовольственная, минерально-ресурсная). |
|
Блинников, В. И. Зоология с основами экологии: учебное пособие для студентов педагогических институтов [по специальности 2121 "Педагогика и методика начального обучения"] / В. И. Блинников. - Москва: Просвещение, 1990. – 223 с.: ил. В пособии отражена общая характеристика курса зоологии, даны современные представления о системе животного мира и экологии основных групп животных, о популяциях и сообществах в мире животных, об охране и воспроизводстве фауны Земли, о значении животных в системе биосферы. |
![]() |
Красная книга Иркутской области: Сосудистые растения / Под ред. А. М. Зарубин - Иркутск: Облмашинформ, 2001. - 200 с.: ил. Книга содержит сведения о биолого-экологических особенностях, состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущей флоры. Она дает возможность специалистам природоохранных органов, студентам, школьникам, любителям природы лучше познать и сохранить растительный мир Иркутской области. |
![]() |
Леонов, Л. М. Русский лес : роман / Леонов Л.М. - Москва , 1991. Роман Леонида Леонова "Русский лес" - итог многолетних творческих исканий писателя, наиболее полное выражение его нравственных и эстетических идеалов. Сложная научно-хозяйственная проблема лесопользования - основа сюжета романа, а лес - его всеобъемлющий герой. Большой интерес к роману ученых и практиков-лесоводов показал, насколько жизненно важным был поставленный писателем вопрос, как вовремя он прозвучал и сколь многих задел за живое. Деятельность основного героя романа, ученого-лесовода Ивана Вихрова, выращивающего деревья, позволяет писателю раскрыть полноту жизни человека социалистического общества, жизни, насыщенной трудом и большими идеалами. Образ Грацианского, человека с темным прошлым, карьериста, прямого антагониста... |
![]() |
Астафьев, В. П. Царь-рыба: повествование в рассказах / Виктор Астафьев. - Иркутск: Сапронов, 2003. - 359 с. : ил. "Царь-рыба" - одно из центральных в творчестве автора. Философская мысль этого сочинения заключается в том, что природа и человек представляют собой нечто неразрывное. А потому именно мы ответственны за то, что происходит вокруг и внутри нас. Гармония в душе и в окружающем мире невозможна без сохранения вековых устоев, без глубоко нравственного отношения ко всему живому. |
![]() |
Исидоров, В. А. Экологическая химия : учеб.для вузов / В.А.Исидоров. – Москва , 2001. - 304 с. Посвящено проблемам глобальных и крупнорегиональных изменений, происходящих в результате антропогенного нарушения эволюционно сложившихся на нашей планете химических равновесий. Показана ведущая роль всей совокупности живых организмов (биоты Земли) в формировании циклов элементов и таких глобальных характеристик, как уровень достигающей земной поверхности солнечной радиации, климат и окислительная емкость атмосферы. Отдельные главы посвящены аэрозольной составляющей атмосферы, проблемам кислотных осаждений, химии тропосферного и стратосферного озона, а также особо опасным загрязняющим компонентам - соединениям тяжелых металлов, радионуклидам и органическим экотоксикантам. Для студентов и аспирантов вузов при изучении природоохранных дисциплин, преподавателей высшей и средней школы, а также для специалистов по охране окружающей среды. |
![]() |
Экологическая экспертиза : учеб. пособие для вузов / Донченко В.К., Питулько В.М., Сорокин Н.Д. и др. ; Под ред. В.М. Питулько. - 2-е изд., стер. – Москва, 2005. - 476 с. Рассмотрены теория, методика и практические приемы геоэкологического обоснования хозяйственной деятельности, а также принципы проектирования природоохранных и защитных объектов. Подробно изложены процедуры оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, являющиеся основными инструментами экологического сопровождения планируемой хозяйственной деятельности в Российской Федерации. Для студентов высших учебных заведений. |
![]() |
Трушина, Т. П. Экологические основы природопользования : учеб. для колледжей и ср. спец. учеб. заведений / Т.П. Трушина. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 383 с. Учебник написан в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и программой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. В учебнике изложены теоретические основы охраны природы, ее современные проблемы как глобального, так и регионального масштаба; организация и задачи. Рассмотрены общие свойства экосистем, условия их устойчивости, проблемы деградации почв и вод, загрязнения среды, борьбы с вредителями, энергообеспечения и сохранения биологического потенциала нашей планеты. Предназначается для студентов колледжей и техникумов всех специальностей, изучающих и всех интересующихся проблемами экологии и охраны окружающей среды. |
![]() |
Починюк, О. П. Экологическое садоводство / О.П. Починюк. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2006. - 249 с.: ил. Экологическое садоводство термин сравнительно новый. Хотя в большинстве развитых стран Organic (там употребляется именно это определение - выращенный без химикатов) он известен вот уже полвека. Иными словами, сегодня садоводы и все те, кто любит заниматься зелеными насаждениями, стремятся обустроить не просто садовый или просто зеленый участок, а своеобразную "территорию чистоты". На ней все должно быть натурально, органично, полезно для здоровья и, наконец, просто красиво. С чего начать? Каким растениям отдать предпочтение в создаваемом с нуля или обновляемом саду? Чего опасаться и как избежать возможных проблем? На эти и другие вопросы вы получите ответ в книге, которую начинающие и опытные садоводы вполне могут считать практическим руководством к действию. |
![]() |
Иметхенов, А.Б. Памятники природы Байкала / ответст. редактор Г.Ф. Уфимцев.- Новособирск, 1991 Из серии «Человек и окружающая среда». В книге рассказывается об уникальных природных объектах, расположенных в бассейне озера: своебразной и оригинальной фауне и флоре Ушканьих островов, обнажении Уточкина падь, известном как геологический музей под открытым небом, утёсе Саган-Заба, об имеющих большую научную и историческую ценность, культурный и эстетический интерес Ининском «саде камей», «поющих песках» Турали, озере Фролиха, пещере Мечта и других, обосновывает необходимость сохранения редких памятников природы в их естественном состоянии. Книга предназначена для всех, кого волнуют вопросы охраны природы. |
![]() |
Устинов, С.К. Заповедник на Байкале. – Иркутск,1979 В книге рассказывается о старейшем в Восточной Сибири Баргузинском заповеднике, расположенном на северо-восточном побережье Байкала, в районе, названном Подлеморьем. Читатель познакомится с историей создания заповедника, его растительным и животным миром. |
![]() |
Пысин, К.Г. О памятниках природы России / Худож. Г.И. Метченко.- М.: Сов. Россия, 1982.- 176с.,ил. В книге рассказывается о проблемах, связанных с выявлением, учетом и охраной уникальных природных объектов, которые используются в научных, культурно-просветительных и эстетических целях. Подробно разбираются типы памятников - геологические, ботанические, водные, зоологические, комплексные. Освещается опыт Всероссийского, автономно-республиканских, краевых, областных и районных обществ охраны природы, в частности, их работа по воспитанию населения в духе бережного отношения к окружающей среде. |
![]() |
Редкие виды растений Южного Прибайкалья / сост. А. А. Гулин [и др.]. - Иркутск , 2009. - 72 с. : ил. - (Отрытие Байкала). Если Вы любите природу, если Вы желаете приобрести новые знания и расширить свой кругозор - тогда эта книга для Вас! В ней представлены описания и оригинальные фотографии редких видов растений, которые можно встретить на территории нашего удивительного края - Южного Прибайкалья. Настоящее издание представляет собой иллюстрированный определитель редких видов растений, содержит сведения о биолого-экологических особенностях, распространении и мерах охраны редких видов растений, произрастающих на территории Иркутской области и республики Бурятия. Книга предназначена для преподавателей, методистов, воспитателей и учащихся образовательных учреждений, а также работников природоохранных служб, любителей природы, широкого круга читателей. Определитель дает возможность лучше познать и сохранить растительный мир Байкальского региона. |
![]() |
Яблоков А.В. «ЧУДИЩЕ ОБЛО, ОЗОРНО, ОГРОМНО, СТОЗЕВНО И ЛАЙЯ…»: Рассказ эколога об атомной индустрии. — Иркутск: «Байкальская Экологическая Волна», 2009. — 132 с.: ил. Книга представляет популярный обзор экологических проблем атомной индустрии, которые заставляют считать эту отрасль неприемлемо опасной. На большом фактическом материале, относящемся как к российской, так и зарубежной атомной индустрии, описываются разнообразные последствия, к которым приводит развитие и распространение ядерной энергетики и атомных технологий в целом. Отдельно рассматриваются радиационные проблемы Иркутской области и других регионов Восточной Сибири. Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами экологии, радиобиологии, энергетики. |
![]() |
Огарков, В. Б. Лесной аквариум / Владислав Борисович Огарков. - Иркутск , 2010. - 304 с. : ил. Огарков, В.Б. Бадарма / Владислав Борисович Огарков ; [художник Е. В. Хомколова]. - Иркутск , 2012. - 303 с. : ил. Книги, открывающие тайны сибирской тайги и мир человеческих отношений. Автор книги Владислав Огарков — журналист, любитель и знаток природы, заядлый охотник и рыболов, резчик по бересте и по дереву, занимался разными видами спортивного туризма. Жил в Прибалтике, на Кавказе, на острове Сахалин, в Московской области, в Эстонии. Путешествовал от Закарпатья до Командорских островов, от полуострова Таймыр до гор Памира и надолго задержался в Сибири, в Прибайкалье. В книгу вошли написанные во время путешествий истории из жизни сибиряков, а также обитателей тайги, со многими из них ему приходилось встречаться, как говорится нос к носу. Книги рассчитана на широкий круг читателей, и в особенности на тех, кто хотел бы пройти вместе с героями на плотах по непроходимым порогам таежной реки, лесным тропам, горным вершинам и увидеть Сибирь в е её подлинной красоте и величии. |
![]() |
Огарков, В. Б. Лесной аквариум / Владислав Борисович Огарков. - Иркутск , 2010. - 304 с. : ил. Огарков, В.Б. Бадарма / Владислав Борисович Огарков ; [художник Е. В. Хомколова]. - Иркутск , 2012. - 303 с. : ил. Книги, открывающие тайны сибирской тайги и мир человеческих отношений. Автор книги Владислав Огарков — журналист, любитель и знаток природы, заядлый охотник и рыболов, резчик по бересте и по дереву, занимался разными видами спортивного туризма. Жил в Прибалтике, на Кавказе, на острове Сахалин, в Московской области, в Эстонии. Путешествовал от Закарпатья до Командорских островов, от полуострова Таймыр до гор Памира и надолго задержался в Сибири, в Прибайкалье. В книгу вошли написанные во время путешествий истории из жизни сибиряков, а также обитателей тайги, со многими из них ему приходилось встречаться, как говорится нос к носу. Книги рассчитана на широкий круг читателей, и в особенности на тех, кто хотел бы пройти вместе с героями на плотах по непроходимым порогам таежной реки, лесным тропам, горным вершинам и увидеть Сибирь в е её подлинной красоте и величии. |
![]() |
Устинов, С. К. Вести от Синих гор : Рассказы / Семён Устинов. - Иркутск : Иркут. писатель, 2006. - 255 с. : ил. «Вести от синих гор» - книга рассказов, написанных Семеном Устиновым за последние шесть лет. Это попутные наблюдения в походах при научно-исследовательской работе полевого эколога… |
![]() |
Экологическое воспитание в школе : классные часы, игры, мероприятия / Авт.-сост. И.Г. Норенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 139 с. - (Воспитание в школе). В пособии представлены разнообразные мероприятия по экологическому воспитанию школьников: классные часы, игры, викторины, КВН, конкурсно-познавательные программы и др. Предлагаемые сценарии помогут творчески подойти к вопросам экологического воспитания, сконцентрируют внимание учащихся на важных и актуальных темах. Предназначено организаторам внеклассной работы, классным руководителям, учителям и вожатым. |
![]() |
Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию!: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей мл. и сред. дошк. возраста. / О.А. Воронкевич. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. - 159 с. - (Библиотека программы "Детство"). В сборник вошли перспективный план работы воспитателя по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего школьного возраста, конспекты занятий, экологические игры и фольклорный материал. Методическое пособие предназначено для воспитателей, методистов дошкольных учреждений. |
![]() |
Иванова, А. И. Живая экология: программа экологического образования дошкольников / А.И. Иванова. - Москва: Сфера, 2006. - 79 с. - (Программа развития). Программа охватывает три основных направления экологического образования: "Развитие элементарных естественно-научных представлений", "Развитие экологической культуры детей", "Развитие представлений о человеке в истории и культуре". Она учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе. Программа предназначена для работников дошкольных учреждений, а также студентов высших и средних специальных учебных заведений соответствующих специальностей. |
![]() |
Шорыгина, Т. А. Зелёные сказки: экология для малышей / Татьяна Андреевна Шорыгина. - Москва: Книголюб, 2005. - 102 с.: ил. - (Развивающие сказки для детей). В пособии даны описания занятий, построенных на анализе поступков героев авторских сказок. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде. Адресовано воспитателям, гувернерам и родителям. Может быть использовано при коллективной и индивидуальной формах обучения. |
![]() |
Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебное пособие.- Москва, 2003. – 128с. Цель данного пособия - помочь педагогам осуществлять воспитание у детей экологической культуры. Предложены 54 разработки игровых занятий с детьми от 2 до 12 лет и старше. Для доступного объяснения экологических проблем в содержание занятий включены разнообразные игры, большой литературный и фольклорный материал. Многие занятия можно проводить не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с ребятами среднего школьного возраста. Для воспитателей детских садов, детских домов, интернатов, групп продленного дня, учителей школ, организаторов досуга детей, а также студентов училищ и вузов педагогического профиля. |
![]() |
Буковская, Г. В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / / Г.В. Буковская. - Москва: Владос, 2004. - 191 с.: ил. - (Библиотека учителя начальной школы). Пособие посвящено воспитанию младших школьников в рамках туристско-краеведческой деятельности, приведены авторские игры, сценарии праздников, прогулок, экскурсий. Адресовано учителям школ различного типа, педагогам учреждений дополнительного образования, будет полезна и родителям. |
![]() |
Коломина,Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду : сценарии занятий / Н.В. Коломина. - Москва: Сфера, 2005. - 144 с. - (Программа развития). В пособии изложен курс занятий по экологическому просвещению и воспитанию дошкольников старшей группы и подготовительной к школе группы. Предложен список рекомендуемой литературы, подробное описание устройства уголка экологической культуры в дошкольном образовательном учреждении, полный перечень объектов наблюдения с детьми, календарь русской природы. Описания занятий даны по схеме: цели, наглядные пособия, методические приемы (ход занятий, сценарий). Пособие предназначено для воспитателей и методистов. |
![]() |
Николаева, С. Н. Комплексные занятия по экологии для старших дошкольников : Методическое пособие / С.Н. Николаева. - Москва: Педагогическое общество России, 2005. - 95 с. - (Воспитываем и обучаем дошкольников). В данном пособии представлены комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Дана работа эколога с педколлективом но созданию эколого — развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. работа с родителями. Знание основ экологии — это фундамент экологической культуры педагога. Пособие предназначено специалистам дошкольного воспитания, руководителям , методистам, практическим работникам детских садов. |
![]() |
Николаева, С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников : книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева ; [худож. Е. Кузнецов]. - Москва : Мозаика-Синтез, [2006]. - 91 с. - (Библиотека воспитателя). Материал книги - это технология к программе «Юный эколог»,одобренной Федеральным экспертным советам по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников в условиях детского сада. Книга предназначена для работников дошкольных образовательных учреждений, студентов и преподавателей педколледжей, а так же для родителей, заинтересованных в приобщении маленьких детей к природе. |
![]() |
Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5 - 11 классы / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. - Москва: 5 за знания, 2005. - 208 с. - (Методическая библиотека). В книге рассматриваются аспекты экологического воспитания учащихся разных возрастных групп, предлагаются сценарии различных мероприятий и массовых праздников, посвященных экологической тематике. Книга адресована учителям экологии, биологии, химии для использования во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, а также будет полезна классным руководителям, организаторам воспитательной работы с детьми, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических училищ и биолого-экологических факультетов. |
![]() |
Турыгина, С. В.. "Экологический марафон": игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А Кашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 121, [3] с. Природа - дом человечества, поэтому относиться к ней нужно бережно и уважительно. И отношение это нужно воспитывать с детства. Книга "Экологический марафон" поможет вам в этом. Ее авторы разработали план досуговой деятельности экологической направленности. В книге приводятся различные мероприятия для дошкольников и младших школьников, которые помогут педагогам в воспитании у детей уважения к природе. |
![]() |
Экологическое воспитание дошкольников : практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Москва: АРКТИ, 2004. - 72 с. - (Развитие и воспитание дошкольника). В пособии представлен практический материал, основанный на опыте работы детского сада № 15 «Подсолнушек» (г. \Владимир), включающий конспекты занятий и опытов. Сборник адресован работникам дошкольных образовательных учреждений. |
![]() |
Николаева, С. Н. Юный эколог: программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 123 с. Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно включает в себя программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе дошкольного образовательного учреждения. |
![]() |
Рыжова, Н. А. Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники / Н.А. Рыжова. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. - 192 с. В книгу включены авторские сказки, рассказы, сказочная повесть, специальные тексты для чтения, инсценировки, сценарии театрализованных занятий, праздников. Даются рекомендации по их использованию в целях экологического образования детей (практические задания, описание экскурсий, игр, вопросы для обсуждения). Книга будет интересна учителям школ, педагогам дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования (дворцов творчества, экологических и биологических центров, мини-школ), студентам педагогических ВУЗов и колледжей, сотрудникам библиотек, заповедников, а также родителям, бабушкам и дедушкам, гувернанткам - всем, кто воспитывает детей. |
![]() |
Богданец Т.И. Экология для самых маленьких: книга для родителей и детей 4-5 лет / Т.И. Богданец.- М.: Дрофа, 2008.- 16 с.: ил. (Педагоги - родителям) Книга поможет познакомить вашего ребенка со сменой времен года, с разнообразными свойствами природных объектов. Особое внимание уделяется ознакомлению ребенка с миром живой природы, но только непосредственное общение с ней наполнит малыша положительными эмоциями и убережет от жестокости и равнодушия. |
![]() |
Тропина, М. Сказки и рассказы байкальских берегов: [рассказы о природе Прибайкалья] / Майя Тропина. - Иркутск: Репроцентр А1, 2014 . Первая книга этой серии в доступной для детского восприятия форме повествует о жизни редких животных Иркутской области - монгольской жабе и узорчатом полозе. Серия рекомендована для детей от 6 до 12 лет. |
![]() |
Тихонов,А.В. Животные России. Красная книга / [Александр Васильевич Тихонов]. - Москва : РОСМЭН, 2009. - 240 с. : цв.ил. |
![]() |
Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. 2-е изд. – Ярославль: Академия Холдинг, «Академия развития», 2003 Книга содержит разнообразные задания по экологической тематике: вопросы, викторины, задачи, деловые игры, тесты. Книга увлекает читателя размышлениями и рассуждениями, поисками ответа и выведением доказательства, «мозговым штурмом» и деловой игрой. Все это неформально и ненавязчиво помогает ближе познакомиться с разнообразными и сложными проблемами современной экологии, позволяет лучше представить и понять многогранность связей человека и природы. Книга полезна и тем, кто только начал знакомиться с экологией, и тем, кто готовится к олимпиадам, экзаменам и т.д. |
![]() |
Онегов, А. Приметы весны / А. С. Онегов. – Москва : Астрель ; АСТ, 2001. – 208 с. : ил. – (Рассказы о природе). Не сразу уходит зима. И чем теплее день, тем злее ночной мороз, но вот стихают ночные морозы, снег тает, и появляются первые проталины. А знаете ли вы, что весна начинается не первого марта, а в день весеннего равноденствия, как считают астрономы? Книга познакомит вас с удивительными приметами весны. Вы узнаете: какие птицы прилетают первыми, когда раскрываются почки на березе, когда появляются майские жуки и еще много интересного… Прочитав книгу «Приметы весны», вы совершите удивительное путешествие в мир природы. |
![]() |
Я познаю мир. Экология: энциклопедия/Авт.-сост. А.Е.Чижевский; Худож. Е.В.Шелкун. - Москва : АСТ:Астрель, 2005. - 411 с. : ил. В этой книге рассказывается о том, что такое экология, о наиболее важных экологических проблемах и экологических катастрофах об исчезающих и уже исчезнувших представителях животного мира, о методах борьбы с загрязнением окружающей среды и с разрушением экологических систем. Вы совершите путешествие по известным заповедникам, узнаете, что такое энтомопарк, где находится птичий зоопарк, как в Америке появились пчелы - убийцы и какую опасность таит в себе обыкновенная пыль. Издание снабжено предметно - именным указателем, облегчающим поиск нужного материала. Рекомендуется в качестве дополнительного пособия для учащихся школ, лицеев и гимназий. |
![]() |
Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.: ил. Данная книга имеет интересную структуру. Каждый раздел представляет собой череду вопросов и ответов. Таким образом, ребята расширяют свой круг знаний в области экологии. В книге представлены материалы журналов, а так же заметки собственных наблюдений автора о природе. |
![]() |
Паркер С. Человек и природа: пер. с англ. / Стив Паркер и Клер Оливер. - Москва: РОСМЭН, 2004. - 93 с. : цв.ил. - (100 вопросов и ответов). |
![]() |
Бунтовская, С. Экологически чистые сказки с берега Байкала: сказки: кн. 1 / Софья Бунтовская. - Иркутск: Репроцентр А1, 2007. - 32 с. : цв. ил. ; 25. Рассказы Софьи Бунтовской - очень ценная литература для детей. Ценность ее в познавательности, в яркости повествования. Действия происходят на фоне картинок природы, в описаниях которых нет ни одной ошибки. Развивающееся природоохранное мышление очень нуждается в такой литературе. Очень ценно то, что рассказы Софьи Бунтовской сопровождаются превосходными рисунками одного из самых лучших в Иркутске художников-анималистов Елены Хомколовой. |
![]() |
Бунтовская, С. Экологически чистые сказки с берега Байкала: сказки: кн. 2 / Софья Бунтовская. - Иркутск: Репроцентр А1, 2007. - 32 с. : цв. ил. ; 25. Книги Софьи Бунтовской – это удивительный мир родной природы, населенный разными обитателями, полный невероятных тайн и чудес. В каждой их трех книг автора читателю предлагаются мини-викторины, которые помогут читателям более полно познакомиться с особенностями экологии зверей и птиц, понять трудности, с которыми они сталкиваются в их реальной жизни. Викторина от Софьи Бунтовской 1. Как вы думаете, сколько муравьев живёт в одном муравейнике? 2. Почему зимой птицам трудно жить в лесу? 3.Как муравьи обмениваются информацией друг с другом? 4.Что делает суслик зимой? 5. Глаза у сусликов очень большие. Для чего? 6. Одуванчик умеет предсказывать погоду. Как он это делает? 7. Для чего когти медведю? 8. Почему нерпа толстая? 11. Почему комары кусаются? |
![]() |
Бунтовская, С. Экологически чистые сказки с берега Байкала: сказки: кн. 2 / Софья Бунтовская. - Иркутск: Репроцентр А1, 2007. - 32 с. : цв. ил. ; 25. Экологически чистые сказки с берега Байкала. Книга завершает проект из 3-х книг, все они рекомендованы в качестве учебного пособия в помощь юным экологам и любителям природы Прибайкалья. Приглашаем к чтению книг Софьи Бунтовской |
![]() |
Богданец Т.И. Экология для самых маленьких: книга для родителей и детей 3-4 лет / Т.И. Богданец.- М.: Дрофа, 2008.- 16 с.: ил. (Педагоги - родителям) Данная книга поможет познакомить вашего ребенка со сменой времен года, с разнообразными свойствами природных объектов. Особое внимание уделяется ознакомлению ребенка с миром живой природы, и только непосредственное общение с ней наполнит малыша положительными эмоциями и убережет от жестокости и равнодушия. |
![]() |
Спаржден, Р. Экология.- М.: Росмен, 1998 – 48 с. Книга расскажет вам, как взаимосвязаны всевозможные растения и животные и какова роль окружающей их среды. Она объяснит основные экологические термины, используемые при изучении растений, животных и окружающей их среды, покажет, что все мы - звенья одной цепи. Вы познакомитесь также с примерами этой взаимосвязи из самых разных экологических районов мира. В книге вы найдете многочисленные факты, показывающие, как деятельность человека приводит к серьезным проблемам и нарушениям природного равновесия в окружающем мире. В то же время мы хотим научить вас, как помочь природе и что нужно для этого сделать. Книга поможет вам справиться с местными экологическими задачами и решить общие проблемы экологии. |
![]() |
Гальчук, А. П. Удивительные природные явления: иллюстрированный путеводитель / (Гальчук Андрей Петрович). - Москва: Эксмо, 2015. - 95 с. : фот. цв. (Занимательная энциклопедия). Стихии природы с каждым днем становятся все более масштабными и безжалостными. Пожары, наводнения, землетрясения, экстремальные колебания температуры - все это уже стало привычным для многих обитателей планеты. Прочтя книгу, вы сможете не только получить исчерпывающую информацию, но и увидеть, как выглядят и проявляются различные стихии, оценить их последствия. |
![]() |
Загадки природы: Вулканы. Тайфуны. Ледники. Землетрясение.- Москва: Астрель: АСТ, 2001.- 55с.- ил. (Детская энциклопедия) |
![]() |
Земля/ Сост. А.М. Берлянт; Науч. ред. С.А. Буланов. - Москва: Педагогика-Пресс: Современная педагогика, 2001. - 671 с.: цв.ил. - (Универсальная энциклопедия для юношества). |
![]() |
Саутин, Е. А. Биолого-экологическая характеристика хвойных пород Усть-Илимского района Иркутской области: методическое пособие / Е. А. Саутин ; М-во природ. ресурсов РФ Усть-Илимский гор. ком. по охране окруж. среды, М-во образования РФ Филиал Иркут. гос. пед. ун-та в г. Усть-Илимске. - Усть-Илимск : [б. и.], 2000. - 72 с. : ил. |
![]() |
Саутин, Е. А. Организация и проведение экологического мониторинга в Республике Татарстан: учебно-методическое пособие / Е. А. Саутин; (ответственный редактор Г. П. Соломович). - 2-е изд. - Казань : [б. и.], 2005. - 368 с. : ил., табл. ; 21 см. - 1000 экз.. - (в пер.) |
![]() |
Плешаков, А. А.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. - 11-е изд. - Москва: Просвещение, 2010. - 219, [3] с. : цв. ил.; 25 см. - (Зеленый дом). Книга представляет собой оригинальный, впервые разработанный специально для начальной школы атлас-определитель, который позволит ученику разобраться в разнообразии окружающих его природных объектов, узнать название наиболее примечательных деревьев, трав, насекомых, птиц, камней под ногами, созвездий в небе и много другого. Атлас станет постоянным спутником ребенка во время школьных экскурсий, уроков, прогулок с родителями, летнего отдыха. |
![]() |
Плешаков, А. А. Великан на поляне, или первые уроки экологической этик: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - 10-е издание. - Москва: Просвещение, 2013. - 160 с. : ил.; 24 см. - (Зеленый дом). |
![]() |
Травина, И. В. Красная книга России / (И. В. Травина; художники: В. В. Бастрыкин и др.). - Москва: РОСМЭН, 2016. - 79, [1] с. : цв. ил. ; 26 см. - (Моя Россия). Нашу планету населяют самые разные виды живых организмов. Те из них, что находятся под угрозой исчезновения, заносятся в Красную книгу. Такие виды животных и растений подлежат особой охране, ученые изучают причины уменьшения их численности, принимаются меры по их воспроизводству и рациональному использованию. Данная книга посвящена животным, растениям, грибам и лишайникам Красной книги России. |
![]() |
Устинов, С. К. Эколог Леший и его соседи: рассказы о животных / Семён Устинов; (художник Е. В. Хомколова). - Иркутск: Сибирская книга, 2011. - 77, [1] с.: цв. ил. В книге доступным для маленьких читателей языком профессионального эколога рассказывается о жизни обитателей нашей тайги - от крошечной землеройки до медведя. Разговор-диалог ведётся с участием сказочного персонажа - эколога Лешего. С ним знакомы все животные Байкальского края. Они посещают его жилище в старом лесном завале, встречаются с ним на тропах, на берегах рек. Это ласка, горностай, колонок, соболь, выдра, барсук, росомаха, волк, медведь, белка, кабарга, изюбрь, лось, горный козёл и другие. Каждому животному посвящена отдельная история. Она повествует об образе жизни зверька, о необходимости его охраны, о добром отношении к природе. Книга природопознавательна, поскольку написана автором, имеющим достоверные знания о жизни животных. Главная её цель - способствовать развитию природоохранного мышления, природоохранной культуры, любви к природе, к Родине. |
![]() |
Воробьев, Б.Т. Весьегонская волчица. - Москва: Мысль, 1989.
«Братья наши меньшие…Что мы знаем о них? Способны ли они любить и ненавидеть, защищать и мстить? Об этом расскажет книга. «Пойми самого себя в каждом живом существе» - таков лейтмотив включенных в нее произведений. Рассказывая о животных – обитателях разных географических зон, автор рисует панораму природы нашей страны. |
![]() |
Тетиор, А. Н. Городская экология: учебное пособие / А.Н. Тетиор. - Москва: Academia, 2006. - 331 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование). Описываются проблемы и методы создания и поддержания экологической городской среды как комплекса природных, природо-антропогенных и социально-экономических факторов, оказывающих огромное действие на жителей. Проанализированы пути создания экологичных городов с энергоэкономичными, энергоактивными, умственными зданиями и инженерными сооружениями, экологичными водопотреблением, освещением и вентиляцией. Указаны направления улучшения существующей неэкологичной городской среды: экореконструкция зданий и экореставрация ландшафтов. Для студентов высших учебных учреждений. |
![]() |
Гинкулов, В. В. Живи, тайга!...: повести, рассказы, очерки, миниатюры / Василий Гинкулов. - Иркутск: Иркутский писатель, 2006. - 255 с.
В книгу известного сибирского прозаика включены произведения, посвященные родному краю. Автор с любовью пишет о том, что видит вокруг себя, его наблюдения природы очень точны и поэтичны. Книга будет интересна и взрослым и детям, интересующимся природой родного края. |
![]() |
Леонов, Л. М. Русский лес: роман / Леонов Л.М. - Москва , 1991.
В романе «Русский лес» Леонид Леонов с патриотической страстностью поставил перед общественным мнением проблему разумного и бережного отношения к лесным богатствам, сохранения их для потомков. Лес в книге - это нечто большее, чем только то, из чего строят дома, что пишут на картину, где собирают землянику и о чем спорят специалисты- лесоводы. Лес у Леонова - сияющий и мощный "храм жизни", мечта о счастливых и чистых людях на прекрасной солнечной земле счастливых времен. «Русский лес» — о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств. |
![]() |
Магомедов, М. М. Природа Усть-Илимского района / Магомед Мирзагасанович Магомедов; науч. ред. Л.М. Корытный. - Иркутск; Усть-Илимск: Изд. Ин-та географии СО РАН, 2003. Книга является своеобразным научно-популярным и учебно-справочным пособием по географии Усть-Илимского района. Она необходима учителям, учащимся школ, студентам вузов и всем жителям района и города, интересующихся природой родного края |
![]() |
Магомедов, М. М. Природные ресурсы Усть-Илимского района / Магомед Мирзагасанович Магомедов; науч. ред. Л.М. Корытный. - Иркутск; Усть-Илимск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2005. В монографии даны сведения об основных природных ресурсах административного района. Кроме того, на основе расширенной природно-ресурсной концепции впервые дается характеристика экологических ресурсов района, т.е. средообразующих ресурсов, обеспечивающих качество условий жизнедеятельности населения. Кратко затронуты также эколого-эномические аспекты освоения природных ресурсов, предлагаются рекомендации по улучшению условий жизнедеятельности населения, с учетом территориальной дифференциации этих условий и выделения более благоприятных территорий. Книга адресуется учителям, студентам вузов, экологам, географам, специалистам в области использования природных ресурсов и охраны среды, а также всем жителям района и города, интересующимся природными богатствами родного края. |
![]() |
Платонов, А. П. Основы общей и инженерной экологии / А.П. Платонов, В.А. Платонов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 350 с. - (Учебники и учебные пособия).
В учебном пособии впервые системно изложены основы общей и инженерной экологии, приведены термины, понятия, определения, состав, структура сфер Земли, уровни организованности жизни, энергетика и продукция экосистем, круговорот вещества в природе, экология человека, экологические факторы и законы экологии, освещены антропогенное воздействие на окружающую среду, меры защиты, мониторинг состояния окружающей среды, экологическая культура, законодательство, право, управление качеством окружающей среды, проблемы цивилизации в области создания качества окружающей природной среды. |
![]() |
Дмитриева, Т. М. Основы сенсорной экологии: учебное пособие для студентов вузов / Тамара Михайловна Дмитриева. - Москва: издательство Рос. университета дружбы народов, 1999.
Рассматриваются экологические особенности развития и структурно-функциональной организации важнейших сенсорных систем организмов и механизм участия этих систем в решении ряда экологических задач. |
![]() |
Буйлов, А.А Тигроловы: Роман, рассказы. - Москва: Современник, 1985.
В произведении рассказывается о трудном труде тигроловов Уссурийской тайги. Автор развивает тему взаимоотношений человека и природы. Сам А. Буйлов – в прошлом оленевод, охотник, зверолов и хорошо знает своих героев. Это придает особую достоверность описываемых событий. |