686868Три года назад в книжных магазинах появился дебютный роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза». Об авторе в тот момент никто в литератур­ных кругах ничего не знал, на ее счету было лишь несколько публикаций в периодике. Трагическая история простой крестьян­ки, в тяжелых испытаниях XX века сохранившей человеческое достоинство и веру в добро, любовь и справедливость, сразу привлекла внимание читателей и критиков. О книге высоко отзывались коллеги-писатели, в частности, Людмила Улицкая. За этот роман писательница получила премии «Большая книга» и «Ясная Поляна».

И вот второй роман Яхиной. Еще одна талантливая, местами очень поэтичная книга, написанная с болью и надеждой. Это тоже история маленького человека на фоне грозных событий первой половины прошлого столетия. Снова Поволжский регион, родной для писательницы. Снова захватывающее пересечение эпизодов частной жизни и страниц политической истории страны. Опять в ткань сюжета вплетены элементы национальных обычаев, фольклора, традиционного деревен­ского уклада. Только теперь в центре событий - «немецкое Поволжье». Край, населенный потомками переселенцев из разных земель Германии. Именно к ним, по легенде, Екатерина II адресовала приветствен­ную речь, начинавшуюся со слов «Дети мои!..». Вынесенные в название книги слова эти обретают общечеловеческое, философское измерение.

Императрица Екатерина II, и сама когда-то перебравшаяся из Германии в Россию, выпустила манифест, открывший путь немцам на Волгу, в Причерноморье и в другие регионы страны. Колонисты получали землю, обустраивались, налаживали жизнь на новых местах. К началу XX века их деревни были крепкими эффективными хозяйствами. Немцы хранили национальные обычаи, жили замкнутыми общинами, но соблюдали все законы империи.

Яхина с большим мастерством показывает, как строился, процветал, а за тем по злой воле рушился налаженный «немецкий мир» Поволжья. Как оказывались на обочине и в лагерях (но не теряли при этом человеческого облика) представители этого народа. Это одно временно и эпос, и идиллия, и суровая баллада в старом немецком стиле.

Романы Г.Яхиной «Зулейха открыва­ет глаза» и «Дети мои» спрашивайте в городских библиотеках.