Таривердиев признан одним из самых популярных советских композиторов, затрагивавших темы любви, грусти, тревоги, мужества. Необычайно интенсивная жизнь его рассматривалась в неразрывной связи с поэзией, отношениями с кинорежиссёрами, актёрами и артистами.
27 января в библиотеке им. Ю. Ф. Федотова прошёл вечер русского романса, посвящённый 85-летию со дня рождения М. Л. Таривердиева. Ведущая и участники мероприятия познакомили зрителей с биографией и творчеством композитора, автором музыки для кинофильмов «Человек за бортом», «До свидания, мальчики!» «Король-Олень», «Большая руда», «Ольга Сергеевна», «Семнадцать мгновений весны», «Ирония судьбы» и других, создателем комической оперы «Граф Калиостро», балетов «Девочка на шаре», «Девушка и смерть».
«Композитор прошлого, настоящего и будущего», - сказал о нём Б. Покровский. Особое место среди ранних сочинений занимает цикл «Акварели». Средневековая японская поэзия приблизила М. Таривердиева к поэтическому искусству XX века, привлекла своей многозначностью, структурой стиха. Его увлечение поэзией началось с «Гренады» М. Светлова. В 1976 г. на стихи поэта композитор написал цикл «Мы с тобою, товарищ», удостоенный премии Ленинского комсомола. Самое интересное в творчестве Таривердиева – это вокальные циклы. Его романсы на стихи Л. Мартынова и Б. Ахмадулиной исполнила камерная певица Зара Долуханова в консерватории. После встречи с Р. Рождественским появилась поэма «Ожидание. Монолог женщины».
Таривердиев открылся как композитор камерного, джазового и оперного направления. В исполнении А. Александрова прозвучали песни: «Мгновенья», «Если у Вас нету тёти», «Я спросил у ясеня», «Маленький принц», Л. Сабировой: «По улице моей», «Ты не печалься» и «Не исчезай», романсы Г. Перловской: «Я в глазах твоих утону», «Я шелест ночи», «Любить иных - тяжёлый крест» и др. До сих пор музыка Таривердиева узнаваема с первых нот: будь то музыка в кино, театре, опера или романс.