Специалисты библиотеки им. Ю. Ф. Федотова  предлагаем вашему вниманию рекомендательный аннотированный список книг  экологической направленности из фондов МБУК «Централизованной библиотечной система »  пополняемый ежемесячно

1

Распутин, В. Г. Прощание с Матерой / Валентин Распутин ; [художник Сергей Элоян]. - Иркутск:    Сапронов, 2012. - 203 с.

При строительстве гидроэлектростанции на Ангаре некоторые деревни ушли под воду образовавшегося залива. Вот и Матёра — остров, на котором располагалась деревня с таким же названием, деревня, которая простояла на этом месте триста лет, — должна уйти под воду. Неимоверно тяжело расставаться с родным кровом жителям деревни, особенно Дарье, «самой старой из старух». С тончайшим психологизмом описаны автором переживания людей, лишенных ради грядущего прогресса своих корней, а значит, лишенных и жизненной силы, которую придает человеку его родная земля. Прощание со старой деревней,жизнь в новой — в такие переломные для человеческого сознания моменты и раскрываются его нравственные качества.

1

По Ангаре ...  / [фотографии А. Бызова и из архива Галины Афанасьевой-Медведевой ; художник  Сергей Элоян ; редактор А. Ф. Гремицкая]. - Иркутск : Издатель Сапронов, 2014. - 255 с. : фот. + 1 эл. опт.диск (CD-ROM).

Эта книга – уникальное издание о великой сибирской реке, пережившей и переживающей нелегкие времена во имя технического прогресса. О трагедии жителей, прошедших через затопление родных деревень с родными погостами, написана пронзительная повесть Валентина Распутина "Прощание с Матерой". Ныне предстоят новые "прощания". Об издержках происходящего и рассказывают писатели Валентин Распутин и Валентин Курбатов, археолог, доктор исторических наук, профессор Николай Дроздов и участники выполнения долгосрочной программы по проведению охранно-спасательных археологических исследований в зоне затопления ложа водохранилища Богучанской ГЭС.

1

Сенчин, Р. Зона затопления  / Роман Сенчин. – Москва : АСТ, 2015. – 384 с.

В новом романе Р.Сенчина «Зона затопления» жителей старинных сибирских деревень в спешном порядке переселяют в город – на этом месте будет Богучанская ГЭС. Автор не боится параллели с «Прощанием с Матерой», посвящение Валентину Распутину открывает роман. Люди «зоны» – среди них и потомственные крестьяне, и высланные в сталинские времена, обретшие здесь малую родину, – не верят, протестуют, смиряются, бунтуют. Два мира: уходящая под воду Атлантида народной жизни и бездушная машина новой бюрократии…

1

Акимова, Т.А.  Экология: человек - Экономика - Биота - Среда : учебник для студентов вузов / Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. - 3-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: ЮНИТИ, 2006. - 495 с.

Рассмотрены основные проблемы, которые входят в сферу современной «Большой» экологии. В качестве центрального объекта макроэкологии выступает глобальная экосфера-сочетание современной биосферы и созданной человеком техносферы ( система «человек- экономика - биота - среда»), или глобальная эколого-экономическая система. Происхождение экосферы  и образование  антропосферы  представлены  в русле глобального эволюционизма. Изложены биологические и социально- экономические основы  макроэкологии и результаты 30-летнего  эколого-экономического  мониторинга. Сконцентрировано внимание  на взаимоотношениях экологии и экономики, а также стратегиях преодоления экологического кризиса.

Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, а также работников природоохранных и эколого-экономических служб.

1

Шигапов, А. С..  Чернобыль, Припять, далее нигде... / Артур Шигапов. - Москва: ЭКСМО, 2011. - 272 с.

Перед вами — возможно, самый необычный из всех выпущенных в мире путеводителей. Он рассказывает о том, как ездить туда, куда ездить не надо. Туда, куда добровольно не поедет ни один «здравомыслящий» человек. Туда, где случилась катастрофа вселенского масштаба, напрочь отбросившая привычные представления о добре и зле.

Эта книга проведет вас проверенными дорогами по городам – призракам, городам-легендам…Вслед за автором вы, как настоящие сталкеры, сможете пройти квартал за кварталом, словно уровень за уровнем. И это будет уже не игра, а реальное приключение, которое вы не забудете никогда в жизни.

1

Прохоров, Б. Б.   Экология человека : учеб.для вузов / Б.Б. Прохоров. - Москва: Academia, 2005. - 319 с. - (Высшее профессиональное образование).

В учебнике изложены теоретические и практические вопросы влияния окружающей среды на жизнедеятельность людей, дано определение места экологии человека в системе наук, приводятся антропоэкологические аксиомы, составляющие теоретическую основу новой науки, и развивается концепция антропоэкосистем — объекта изучения экологии человека. Подробно рассмотрены связь экологии с демографией и медициной, условия жизни людей в различные эпохи, их взаимодействие с окружающей средой, проблемы нормирования качества окружающей среды, осуществления практической деятельности в области экологии человека, различ- ные виды безопасности человечества.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Экология», «Геоэкология». Может быть полезен учителям средней школы и всем, кто интересуется современными взглядами на проблему «человек— общество—окружающая среда».

1

Николайкина, Н. Е. Промышленная экология: инженерная защита биосферы от воздействия воздушного транспорта: Учеб. пособие для вузов / Н.Е. Николайкина, Н.И. Николайкин, А.М. Матягина. - Москва: Академкнига, 2006. - 239 с.: ил. - (Учебное пособие для вузов).

На примере воздушного транспорта приведены сведения о направлениях,  особенностях и масштабах воздействия транспорта на окружающую среду городов, о современных путях и методах снижения негативных последствий этого воздействия, а также о существующих международных и отечественных экологических проблемах развития воздушного транспорта и обслуживаемых им мегаполисов,крупных населенных пунктов и удаленных обособленных промышленных центров.

Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям в области эксплуатации авиационной и космической техники, изучающих проблемы антропогенного загрязнения городов и смежные вопросы прикладной экологии, а также для экологической подготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов городского хозяйства, государственных органов охраны окружающей среды и авиапредприятий. Может быть использовано при подготовке выпускных квалификационных работ и в научно-исследовательской работе.

1

Устинов, С. К.  Записки эколога: собрание сочинений в 3-х томах / Семен Устинов. - Иркутск: Иркутские ведомости,2013.

В трехтомное собрание сочинений «Записки эколога» вошли произведения, написанные за последнее десятилетие: автобиографическая повесть «Добыть зверя», «Волчья песня», «Вести от Синих гор», «Визит к Берендею», детская сказка «Эколог Леший и его соседи». Все произведения разные по жанру, но в целом представляют собой собрание путевых очерков человека, влюбленного в родную природу и отдающего все силы ее защите и сбережению. 

1

Айтматов, Ч. Т.   Плаха  / Чингиз Айтматов. - Санкт-Петербург : Азбука-классика, 2008. - 488 с.     

Роман Чингиза Айтматова «Плаха» — призыв одуматься, 

осознать свою ответственность за все, что беспечно разрушено человеком в природе. Проблему  экологии писатель рассматривает в романе неразрывно с проблемами разрушения человеческой личности.

a10

Толстая, Т. Кысь  / Татьяна Толстая. – Москва: Эксмо, 2003.—320 с.

Роман-антиутопию «Кысь», где все темы, разрабатываемые в русской «природной» литературе ранее, как бы приведены к общему знаменателю. Человечество уже не раз ошибалось, оказываясь на самой грани катастрофы. Ряд стран имеет ядерное оружие, наличие которого ежеминутно грозит обернуться трагедией, если человечество не осознает себя. В романе «Кысь» Толстая описывает жизнь после ядерного взрыва, показывая трагедию экологического плана и потерю нравственных ориентиров, которые стоят для автора совсем рядом, как это должно быть для каждого человека.

11

Глуховский, Д.А. Метро 2034 : роман / Д. А. Глуховский. - Москва : АСТ : Астрель, 2009. - 445 с.           

Постапокалиптический роман Дмитрия Глуховского описывает  жизнь людей в Московском метрополитене после ядерной войны.

Весь мир разрушен ядерной войной. Крупные города стерты с лица Земли, о мелких ничего не известно. Остатки человечества коротают последние дни в бункерах и бомбоубежищах, самое большое из которых - Московский Метрополитен. Все те, кто оказался в нем, когда на столицу падали боеголовки ракет, спаслись. Для уцелевших после Судного дня метро стало новым Ноевым ковчегом. Поверхность планеты заражена радиацией и населена чудовищами. Отныне жизнь возможна только под землей. Станции превратились в города-государства, а в туннелях властвуют тьма и страх. Жители Севастопольской, маленькой подземной Спарты, ценой невероятных усилий выживают на своей станции и обороняют ее. Но однажды Севастопольская оказывается отрезанной от большого метро, всем ее обитателям грозит страшная гибель. Чтобы спасти людей, нужен настоящий герой...

11

Губарев, В. С.Страсти по Чернобылю / Владимир Губарев. - Москва: АЛГОРИТМ; Киев: АРИЙ, 2011. - 368 с.: ил.

Этот день в истории нашей цивилизации стал переломным. Он не только изменил судьбы многих людей, но и заставил Историю идти новым путем. Распад Советского Союза начался в ту страшную ночь. 26 апреля 1986 года гигантское радиоактивное облако накрыло не только нашу страну, Европу, Азию и Америку, но и прошлое, настоящее и будущее человечества. Страсти по Чернобылю продолжаются уже четверть века. Они не оставляют всех, кто в той или иной форме в России, на Украине и в Белоруссии имеет отношение к случившемуся.
О величайшей катастрофе века книга Владимира Губарева, известного писателя, журналиста, который был свидетелем и участником той трагедии.

1

Бганба, В.Р. Социальная экология: Учеб. пособие./В.Р. Бганба. — М.: Высш. шк., 2005. — 309 с.: ил.

Автор в учебном пособии раскрывает процесс становления и особен­ности социальной экологии как науки, уточняет ее концептуальный аппа­рат, методы, принципы и законы, а также показывает пути становления экологического равновесия.

Учебное пособие включает в себя все необходимые дидактические единицы курса, программу, тематические планы и рекомендации для про­ведения семинарских занятий; предлагаются темы рефератов, курсовых и дипломных работ, перечень вопросов к экзамену, тесты; дается список литературы и словарь экотерминов. Учебное пособие соответствует требо­ваниям Государственного образовательного стандарта РФ третьего уровня высшего профессионального образования по данному предмету.

Предназначено студентам, аспирантам, преподавателям гуманитарных вузов и широкому кругу читателей.

1

Саутин, Е. А. "Живое" слово на уроках экологии: методическое пособие по поэтической экологии / Е. А. Саутин. - Казань: [б. и.], 2004. - 208 с.

В пособии собраны стихи, посвященные поэтической экологии. Книга рассчитана на преподавателей экологии, биологии, природопользования, литературы, студентов, учащихся общеобразовательных школ.  В пособие включены стихи как известных поэтов А. Пушкина, Ю.Лермонтова, И.Никитина, С.Есенина и др. так и стихи усть-илимских авторов: Л.Аврясова, А.Давыдова, Э.Копицы, В.Поливцева, М.Рябикова.

1

Константинов В. М.Экологические основы природопользования : учеб. посо­бие для студ. учреждений сред. проф. образования / В. М. Кон­стантинов, Ю. Б. Челидзе. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Изда­тельский центр «Академия», 2006. - 208 с.

В учебном пособии рассмотрено современное состояние природных ресурсов и окружающей среды, даны теоретические основы рационального природополь­зования, основы природного законодательства, освещены вопросы охраны природы в России и международного сотрудничества в этой области, показана роль экологического образования в рациональном природопользовании.

Для студентов учреждений среднего профессионального образования. Может быть полезно также учителям школ, лицеев, колледжей.

1

Голубев, Г.Н. Геоэкология  : учеб. для вузов / Г.Н. Голубев. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва, 2006. - 288 с.

В учебнике изложены основы геоэкологии - междисциплинарного научного направления, изучающего экосферу как взаимосвязанную систему геосфер в процессе ее интеграции с обществом. Рассмотрены природные и социально-экономические факторы экосферы, проблемы глобальных изменений, геоэкологические проблемы атмосферы, гидросферы, педосферы, литосферы, биосферы. Даны геоэкологические аспекты природно-техногенных систем. В свете проблемы выживания человечества рассматриваются взаимосвязанные глобальные проблемы кризисного характера (геоэкологическая, демографическая, водная, энергетическая, продовольственная, минерально-ресурсная).

1

Блинников, В. И. Зоология с основами экологии: учебное пособие для студентов педагогических институтов [по специальности 2121 "Педагогика и методика начального обучения"] / В. И. Блинников. - Москва: Просвещение, 1990. – 223 с.: ил.

В пособии отражена общая характеристика курса зоологии, даны современные представления о системе животного мира и экологии основных групп животных, о популяциях и сообществах в мире животных, об охране и воспроизводстве фауны Земли, о значении животных в системе биосферы.

1

Красная книга Иркутской области: Сосудистые растения  / Под ред. А. М. Зарубин - Иркутск: Облмашинформ, 2001. - 200 с.: ил.

Книга  содержит сведения о биолого-экологических особенностях, состоянии, распространении и мерах охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения видов дикорастущей флоры.

Она дает возможность специалистам природоохранных органов, студентам, школьникам, любителям природы лучше познать и сохранить растительный мир Иркутской области.

1

Леонов, Л. М.  Русский лес  : роман / Леонов Л.М. - Москва , 1991.

Роман Леонида Леонова "Русский лес" - итог многолетних творческих исканий писателя, наиболее полное выражение его нравственных и эстетических идеалов. Сложная научно-хозяйственная проблема лесопользования - основа сюжета романа, а лес - его всеобъемлющий герой. Большой интерес к роману ученых и практиков-лесоводов показал, насколько жизненно важным был поставленный писателем вопрос, как вовремя он прозвучал и сколь многих задел за живое. Деятельность основного героя романа, ученого-лесовода Ивана Вихрова, выращивающего деревья, позволяет писателю раскрыть полноту жизни человека социалистического общества, жизни, насыщенной трудом и большими идеалами. Образ Грацианского, человека с темным прошлым, карьериста, прямого антагониста...

1

Астафьев, В. П. Царь-рыба: повествование в рассказах / Виктор Астафьев. - Иркутск: Сапронов, 2003. - 359 с. : ил.

"Царь-рыба" - одно из центральных в творчестве автора. Философская мысль этого сочинения заключается в том, что природа и человек представляют собой нечто неразрывное. А потому именно мы ответственны за то, что происходит вокруг и внутри нас. Гармония в душе и в окружающем мире невозможна без сохранения вековых устоев, без глубоко нравственного отношения ко всему живому.

1

Исидоров, В. А. Экологическая химия  : учеб.для вузов / В.А.Исидоров. – Москва , 2001. - 304 с.

Посвящено проблемам глобальных и крупнорегиональных изменений, происходящих в результате антропогенного нарушения эволюционно сложившихся на нашей планете химических равновесий. Показана ведущая роль всей совокупности живых организмов (биоты Земли) в формировании циклов элементов и таких глобальных характеристик, как уровень достигающей земной поверхности солнечной радиации, климат и окислительная емкость атмосферы. Отдельные главы посвящены аэрозольной составляющей атмосферы, проблемам кислотных осаждений, химии тропосферного и стратосферного озона, а также особо опасным загрязняющим компонентам - соединениям тяжелых металлов, радионуклидам и органическим экотоксикантам.

Для студентов и аспирантов вузов при изучении природоохранных дисциплин, преподавателей высшей и средней школы, а также для специалистов по охране окружающей среды.

a10

Экологическая экспертиза  : учеб. пособие для вузов / Донченко В.К., Питулько В.М., Сорокин Н.Д. и др. ; Под ред. В.М. Питулько. - 2-е изд., стер. – Москва, 2005. - 476 с.

Рассмотрены теория, методика и практические приемы геоэкологического обоснования хозяйственной деятельности, а также принципы проектирования природоохранных и защитных объектов. Подробно изложены процедуры оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, являющиеся основными инструментами экологического сопровождения планируемой хозяйственной деятельности в Российской Федерации. Для студентов высших учебных заведений.

11

Трушина, Т. П.  Экологические основы природопользования  : учеб. для колледжей и ср. спец. учеб. заведений / Т.П. Трушина. - 2-е изд. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 383 с.

Учебник написан в соответствии с требованиями действующего Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и программой, рекомендованной Министерством образования и науки РФ. В учебнике изложены теоретические основы охраны природы, ее современные проблемы как глобального, так и регионального масштаба; организация и задачи. Рассмотрены общие свойства экосистем, условия их устойчивости, проблемы деградации почв и вод, загрязнения среды, борьбы с вредителями, энергообеспечения и сохранения биологического потенциала нашей планеты. Предназначается для студентов колледжей и техникумов всех специальностей, изучающих и всех интересующихся проблемами экологии и охраны окружающей среды.

11

Починюк, О. П. Экологическое садоводство / О.П. Починюк. - Ростов-на-Дону:  Феникс, 2006. - 249 с.: ил.

Экологическое садоводство термин сравнительно новый. Хотя в большинстве развитых стран Organic (там употребляется именно это определение - выращенный без химикатов) он известен вот уже полвека.

Иными словами, сегодня садоводы и все те, кто любит заниматься зелеными насаждениями, стремятся обустроить не просто садовый или просто зеленый участок, а своеобразную "территорию чистоты". На ней все должно быть натурально, органично, полезно для здоровья и, наконец, просто красиво.

С чего начать? Каким растениям отдать предпочтение в создаваемом с нуля или обновляемом саду? Чего опасаться и как избежать возможных проблем? На эти и другие вопросы вы получите ответ в  книге, которую начинающие и опытные садоводы вполне могут считать практическим руководством к действию.

11

 Иметхенов, А.Б. Памятники природы Байкала / ответст. редактор Г.Ф. Уфимцев.- Новособирск, 1991

Из серии «Человек и окружающая среда». В книге рассказывается об уникальных природных объектах, расположенных в бассейне озера: своебразной и оригинальной фауне и флоре Ушканьих островов, обнажении Уточкина падь, известном как геологический музей под открытым небом, утёсе Саган-Заба, об имеющих большую научную и историческую ценность, культурный и эстетический интерес Ининском «саде камей», «поющих песках» Турали, озере Фролиха, пещере Мечта и других, обосновывает необходимость сохранения редких памятников природы в их естественном состоянии.

Книга предназначена для всех, кого волнуют вопросы охраны природы.

11

Устинов, С.К. Заповедник на Байкале. – Иркутск,1979

В книге рассказывается о старейшем в Восточной Сибири Баргузинском заповеднике, расположенном на северо-восточном побережье Байкала, в районе, названном Подлеморьем. Читатель познакомится с историей создания заповедника, его растительным и животным миром.

11

 Пысин,  К.Г. О памятниках природы России / Худож. Г.И. Метченко.- М.: Сов. Россия, 1982.- 176с.,ил.

В книге рассказывается о проблемах, связанных с выявлением, учетом и охраной уникальных природных объектов, которые используются в научных, культурно-просветительных и эстетических целях. Подробно разбираются типы памятников - геологические, ботанические, водные, зоологические, комплексные. Освещается опыт Всероссийского, автономно-республиканских, краевых, областных и районных обществ охраны природы, в частности, их работа по воспитанию населения в духе бережного отношения к окружающей среде.

11

 Редкие виды растений Южного Прибайкалья / сост. А. А. Гулин [и др.]. - Иркутск , 2009. - 72 с. : ил. - (Отрытие Байкала).

Если Вы любите природу, если Вы желаете приобрести новые знания и расширить свой кругозор - тогда эта книга для Вас! В ней представлены описания и оригинальные фотографии редких видов растений, которые можно встретить на территории нашего удивительного края - Южного Прибайкалья. Настоящее издание представляет собой иллюстрированный определитель редких видов растений, содержит сведения о биолого-экологических особенностях, распространении и мерах охраны редких видов растений, произрастающих на территории Иркутской области и республики Бурятия. Книга предназначена для преподавателей, методистов, воспитателей и учащихся образовательных учреждений, а также работников природоохранных служб, любителей природы, широкого круга читателей. Определитель дает возможность лучше познать и сохранить растительный мир Байкальского региона. 

11

Яблоков А.В. «ЧУДИЩЕ ОБЛО, ОЗОРНО, ОГРОМНО, СТОЗЕВНО И ЛАЙЯ…»: Рассказ эколога об атомной индустрии. — Иркутск: «Байкальская Экологическая Волна», 2009. — 132 с.: ил.

Книга представляет популярный обзор экологических проблем атомной индустрии, которые заставляют считать эту отрасль неприемлемо опасной. На большом фактическом материале, относящемся как к российской, так и зарубежной атомной индустрии, описываются разнообразные последствия, к которым приводит развитие и распространение ядерной энергетики и атомных технологий в целом. Отдельно рассматриваются радиационные проблемы Иркутской области и других регионов Восточной Сибири.

Для широкого круга читателей, интересующихся проблемами экологии, радиобиологии, энергетики.

11

Огарков, В. Б. Лесной аквариум  / Владислав Борисович Огарков. - Иркутск , 2010. - 304 с. : ил.

Огарков, В.Б. Бадарма  / Владислав Борисович Огарков ; [художник Е. В. Хомколова]. - Иркутск , 2012. - 303 с. : ил. 

Книги, открывающие тайны сибирской тайги и мир человеческих отношений. Автор книги Владислав Огарков — журналист, любитель и знаток природы, заядлый охотник и рыболов, резчик по бересте и по дереву, занимался разными видами спортивного туризма. Жил в Прибалтике, на Кавказе, на острове Сахалин, в Московской области, в Эстонии. Путешествовал от Закарпатья до Командорских островов, от полуострова Таймыр до гор Памира и надолго задержался в Сибири, в Прибайкалье. В книгу вошли написанные во время путешествий истории из жизни сибиряков, а также обитателей тайги, со многими из них ему приходилось встречаться, как говорится нос к носу.

Книги рассчитана на широкий круг читателей, и в особенности на тех, кто хотел бы пройти вместе с героями на плотах по непроходимым порогам таежной реки, лесным тропам, горным вершинам и увидеть Сибирь в е её подлинной красоте и величии. 

11

Огарков, В. Б. Лесной аквариум  / Владислав Борисович Огарков. - Иркутск , 2010. - 304 с. : ил.

Огарков, В.Б. Бадарма  / Владислав Борисович Огарков ; [художник Е. В. Хомколова]. - Иркутск , 2012. - 303 с. : ил. 

Книги, открывающие тайны сибирской тайги и мир человеческих отношений. Автор книги Владислав Огарков — журналист, любитель и знаток природы, заядлый охотник и рыболов, резчик по бересте и по дереву, занимался разными видами спортивного туризма. Жил в Прибалтике, на Кавказе, на острове Сахалин, в Московской области, в Эстонии. Путешествовал от Закарпатья до Командорских островов, от полуострова Таймыр до гор Памира и надолго задержался в Сибири, в Прибайкалье. В книгу вошли написанные во время путешествий истории из жизни сибиряков, а также обитателей тайги, со многими из них ему приходилось встречаться, как говорится нос к носу.

Книги рассчитана на широкий круг читателей, и в особенности на тех, кто хотел бы пройти вместе с героями на плотах по непроходимым порогам таежной реки, лесным тропам, горным вершинам и увидеть Сибирь в е её подлинной красоте и величии.

11

 Устинов, С. К.   Вести от Синих гор : Рассказы / Семён Устинов. - Иркутск : Иркут. писатель, 2006. - 255 с. : ил.

«Вести от синих гор» - книга рассказов, написанных Семеном Устиновым за последние шесть лет. Это попутные наблюдения в походах при научно-исследовательской работе полевого эколога…

11

Экологическое воспитание в школе : классные часы, игры, мероприятия / Авт.-сост. И.Г. Норенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 139 с. - (Воспитание в школе).

В пособии представлены разнообразные мероприятия по экологическому воспитанию школьников: классные часы, игры, викторины, КВН, конкурсно-познавательные программы и др. Предлагаемые сценарии помогут творчески подойти к вопросам экологического воспитания, сконцентрируют внимание учащихся на важных и актуальных темах.

Предназначено организаторам внеклассной работы, классным руководителям, учителям и вожатым.

11

Воронкевич, О. А.  Добро пожаловать в экологию!: Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей мл. и сред. дошк. возраста. / О.А. Воронкевич. - Санкт-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС,  2004. - 159 с. - (Библиотека программы "Детство").

В сборник вошли перспективный план работы воспитателя по формированию экологической культуры у детей младшего и среднего школьного возраста, конспекты занятий, экологические игры и фольклорный материал.

Методическое пособие предназначено для воспитателей, методистов дошкольных учреждений.

11

Иванова, А. И. Живая экология: программа  экологического образования дошкольников  / А.И. Иванова. - Москва: Сфера, 2006. - 79 с. - (Программа развития).

Программа охватывает три основных направления экологического образования: "Развитие элементарных естественно-научных представлений", "Развитие экологической культуры детей", "Развитие представлений о человеке в истории и культуре". Она учитывает возрастные особенности мыслительных процессов детей дошкольного возраста и опирается на наблюдения, эксперименты и собственную продуктивную деятельность детей в природе.

Программа предназначена для работников дошкольных учреждений, а также студентов высших и средних специальных учебных заведений соответствующих специальностей.

36

Шорыгина, Т. А. Зелёные сказки: экология для малышей / Татьяна Андреевна  Шорыгина. - Москва: Книголюб, 2005. - 102 с.: ил. - (Развивающие сказки для детей).

В пособии даны описания занятий, построенных на анализе поступков героев авторских сказок. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде.

Адресовано воспитателям, гувернерам и родителям. Может быть использовано при коллективной и индивидуальной формах обучения.

37

Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми: учебное пособие.- Москва, 2003. – 128с.

Цель данного пособия - помочь педагогам осуществлять воспитание у детей экологической культуры. Предложены 54 разработки игровых занятий с детьми от 2 до 12 лет и старше. Для доступного объяснения экологических проблем в содержание занятий включены разнообразные игры, большой литературный и фольклорный материал. Многие занятия можно проводить не только с дошкольниками и младшими школьниками, но и с ребятами среднего школьного возраста.

Для воспитателей детских садов, детских домов, интернатов, групп продленного дня, учителей школ, организаторов досуга детей, а также студентов училищ и вузов педагогического профиля.

38

Буковская, Г. В.  Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / / Г.В. Буковская. - Москва: Владос, 2004. - 191 с.: ил. - (Библиотека учителя начальной школы).

Пособие посвящено воспитанию младших школьников в рамках туристско-краеведческой деятельности, приведены авторские игры, сценарии праздников, прогулок, экскурсий. Адресовано учителям школ различного типа, педагогам учреждений дополнительного образования, будет полезна и родителям.

39

Коломина,Н.В.   Воспитание основ экологической культуры в детском саду : сценарии занятий / Н.В. Коломина. - Москва: Сфера, 2005. - 144 с. - (Программа развития).

В пособии изложен курс занятий по экологическому просве­щению и воспитанию дошкольников старшей группы и подгото­вительной к школе группы. Предложен список рекомендуемой ли­тературы, подробное описание устройства уголка экологической культуры в дошкольном образовательном учреждении, полный перечень объектов наблюдения с деть­ми, календарь русской природы. Описания занятий даны по схе­ме: цели, наглядные пособия, методические приемы (ход заня­тий, сценарий). Пособие предназначено для воспитателей и методистов.

40

Николаева,  С.  Н. Комплексные занятия по экологии для старших  дошкольников : Методическое  пособие / С.Н. Николаева. - Москва: Педагогическое общество России, 2005. - 95 с. - (Воспитываем и  обучаем дошкольников).

В данном пособии представлены комплексные занятия по экологии для старших дошкольников. Дана работа эколога с педколлективом но созданию эколого — развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении. работа с родителями. Знание основ экологии — это фундамент экологической культуры педагога.

Пособие предназначено специалистам дошкольного воспитания, руководителям , методистам, практическим работникам детских садов.

41

Николаева, С. Н.  Экологическое воспитание младших дошкольников : книга для воспитателей детского сада / С. Н. Николаева ; [худож. Е. Кузнецов]. - Москва : Мозаика-Синтез, [2006]. - 91 с. - (Библиотека воспитателя).

Материал книги - это технология к программе «Юный эколог»,одобренной Федеральным экспертным советам по общему образованию Министерства образования России. Данная технология позволяет формировать начала экологической культуры у младших дошкольников  в условиях детского сада.

Книга предназначена для работников дошкольных образовательных учреждений, студентов и преподавателей педколледжей, а так же для родителей, заинтересованных в приобщении маленьких детей к природе.

42

Литвинова, Л. С. Нравственно-экологическое воспитание школьников: основные аспекты, сценарии мероприятий. 5 - 11 классы / Л. С. Литвинова, О. Е. Жиренко. - Москва: 5 за знания, 2005. - 208 с. - (Методическая библиотека).

В книге рассматриваются аспекты экологического воспитания учащихся разных возрастных групп, предлагаются сценарии различных мероприятий и массовых праздников, посвященных экологической тематике.

Книга адресована учителям экологии, биологии, химии для использования во внеклассной и кружковой работе, при проведении предметных недель, а также будет полезна классным руководителям, организаторам воспитательной работы с детьми, педагогам дополнительного образования, студентам педагогических училищ и биолого-экологических факультетов.

43

Турыгина, С. В..  "Экологический марафон": игры, фестивали, программы для дошкольников и начальной школы / С. В. Турыгина, Н. А Кашина. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. - 121, [3] с.

Природа - дом человечества, поэтому относиться к ней нужно бережно и уважительно. И отношение это нужно воспитывать с детства. Книга "Экологический марафон" поможет вам в этом. Ее авторы разработали план досуговой деятельности экологической направленности. В книге приводятся различные мероприятия для дошкольников и младших школьников, которые помогут педагогам в воспитании у детей уважения к природе.

44

Экологическое воспитание дошкольников : практическое пособие / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Москва: АРКТИ, 2004. - 72 с. - (Развитие и воспитание дошкольника).

В пособии представлен практический материал, основанный на опыте работы детского сада № 15 «Подсолнушек» (г. \Владимир), включающий конспекты занятий и опытов.

Сборник адресован работникам дошкольных образовательных учреждений.

45

Николаева, С. Н.   Юный эколог: программа экологического  воспитания дошкольников / С.Н. Николаева. - 2-е изд., испр. и доп. - Москва: Мозаика-Синтез, 2004. - 123 с.

Данное пособие посвящено экологическому воспитанию детей дошкольного возраста. Оно включает в себя программу «Юный эколог» и подробные методические разработки по ее реализации в работе дошкольного образовательного учреждения.

46

Рыжова, Н. А.  Не просто сказки: экологические рассказы, сказки и праздники / Н.А. Рыжова. – Москва: ЛИНКА-ПРЕСС, 2002. - 192 с.

В книгу включены авторские сказки, рассказы, сказочная повесть, специальные тексты для чтения, инсценировки, сценарии театрализованных занятий, праздников. Даются рекомендации по их использованию в целях экологического образования детей (практические задания, описание экскурсий, игр, вопросы для обсуждения).

Книга будет интересна учителям школ, педагогам дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования (дворцов творчества, экологических и биологических центров, мини-школ), студентам педагогических ВУЗов и колледжей, сотрудникам библиотек, заповедников, а также родителям, бабушкам и дедушкам, гувернанткам - всем, кто воспитывает детей.

47

Богданец Т.И. Экология для самых маленьких: книга для родителей и детей 4-5 лет / Т.И. Богданец.- М.: Дрофа, 2008.- 16 с.: ил. (Педагоги - родителям)

Книга поможет познакомить вашего ребенка со сменой времен года, с разнообразными свойствами природных объектов. Особое внимание уделяется ознакомлению ребенка с миром живой природы, но только непосредственное общение с ней наполнит малыша положительными эмоциями и убережет от жестокости и равнодушия.

48

Тропина, М. Сказки и рассказы байкальских берегов: [рассказы о природе Прибайкалья] / Майя Тропина. - Иркутск: Репроцентр А1, 2014 .
Кн. 1: По страницам Красной книги Иркутской области. Земноводные и пресмыкающиеся. - 2014. - 32 с. : цв.ил.; 25,5 см.

Первая книга этой серии в доступной для детского восприятия форме повествует о жизни редких животных Иркутской области - монгольской жабе и узорчатом полозе. Серия рекомендована для детей от 6 до 12 лет.

49

Тихонов,А.В. Животные России. Красная книга  / [Александр Васильевич Тихонов]. - Москва : РОСМЭН, 2009. - 240 с. : цв.ил.

50

Колбовский Е.Ю. Экология для любознательных, или О чем не узнаешь на уроке. 2-е изд. – Ярославль: Академия Холдинг, «Академия развития», 2003

Книга содержит разнообразные задания по экологической тематике: вопросы, викторины, задачи, деловые игры, тесты.

Книга увлекает читателя размышлениями и рассуждениями, поисками ответа и выведением доказательства, «мозговым штурмом» и деловой игрой. Все это неформально и ненавязчиво помогает ближе познакомиться с разнообразными и сложными проблемами современной экологии, позволяет лучше представить и понять многогранность связей человека и природы.

Книга полезна и тем, кто только начал знакомиться с экологией, и тем, кто готовится к олимпиадам, экзаменам и т.д.

51

Онегов, А. Приметы весны / А. С. Онегов. – Москва : Астрель ; АСТ, 2001. – 208 с. : ил. – (Рассказы о природе).

Не сразу уходит зима. И чем теплее день, тем злее ночной мороз, но вот стихают ночные морозы, снег тает, и появляются первые проталины. А знаете ли вы, что весна начинается не первого марта, а в день весеннего равноденствия, как считают астрономы?

Книга познакомит вас с удивительными приметами весны. Вы узнаете: какие птицы прилетают первыми, когда раскрываются почки на березе, когда появляются майские жуки и еще много интересного…

Прочитав книгу «Приметы весны», вы совершите удивительное путешествие в мир природы.

52

Я познаю мир. Экология: энциклопедия/Авт.-сост. А.Е.Чижевский; Худож. Е.В.Шелкун. - Москва : АСТ:Астрель, 2005. - 411 с. : ил.

В этой книге рассказывается о том, что такое экология, о наиболее важных экологических проблемах и экологических катастрофах об исчезающих и уже исчезнувших представителях животного мира, о методах борьбы с загрязнением окружающей среды и с разрушением экологических систем. Вы совершите путешествие по известным заповедникам, узнаете, что такое энтомопарк, где находится птичий зоопарк, как в Америке появились пчелы - убийцы и какую опасность таит в себе обыкновенная пыль. Издание снабжено предметно - именным указателем, облегчающим поиск нужного материала. Рекомендуется в качестве дополнительного пособия для учащихся школ, лицеев и гимназий.

53

Алексеев, В. А. 300 вопросов и ответов по экологии / В. А. Алексеев. – Ярославль: Академия развития, 1998. - 240 с.: ил.

Данная книга имеет интересную структуру. Каждый раздел представляет собой череду вопросов и ответов. Таким образом, ребята расширяют свой круг знаний в области экологии. В книге представлены материалы журналов, а так же заметки собственных наблюдений автора о природе.

54

Паркер С. Человек и природа: пер. с англ. / Стив Паркер и Клер Оливер. - Москва: РОСМЭН, 2004. - 93 с. : цв.ил. - (100 вопросов и ответов).

55

Бунтовская, С. Экологически чистые сказки с берега Байкала: сказки: кн. 1 / Софья  Бунтовская. - Иркутск: Репроцентр А1, 2007. - 32 с. : цв. ил. ; 25.

Рассказы Софьи Бунтовской - очень ценная литература для детей. Ценность ее в познавательности, в яркости повествования. Действия происходят на фоне картинок природы, в описаниях которых нет ни одной ошибки. Развивающееся природоохранное мышление очень нуждается в такой литературе. Очень ценно то, что рассказы Софьи Бунтовской сопровождаются превосходными рисунками одного из самых лучших в Иркутске художников-анималистов Елены Хомколовой.

56

Бунтовская, С. Экологически чистые сказки с берега Байкала: сказки: кн. 2 / Софья  Бунтовская. - Иркутск: Репроцентр А1, 2007. - 32 с. : цв. ил. ; 25.

Книги Софьи Бунтовской – это удивительный мир родной природы, населенный разными обитателями, полный невероятных тайн и чудес. В каждой их трех книг автора читателю предлагаются мини-викторины, которые помогут читателям более полно познакомиться с особенностями экологии зверей и птиц, понять трудности, с которыми они сталкиваются в их реальной жизни.

Викторина от Софьи Бунтовской 1. Как вы думаете, сколько муравьев живёт в одном муравейнике? 2. Почему зимой птицам трудно жить в лесу? 3.Как муравьи обмениваются информацией друг с другом? 4.Что делает суслик зимой? 5. Глаза у сусликов очень большие. Для чего? 6. Одуванчик умеет предсказывать погоду. Как он это делает? 7. Для чего когти медведю? 8. Почему нерпа толстая? 11. Почему комары кусаются?

57

Бунтовская, С. Экологически чистые сказки с берега Байкала: сказки: кн. 2 / Софья  Бунтовская. - Иркутск: Репроцентр А1, 2007. - 32 с. : цв. ил. ; 25.

Экологически чистые сказки с берега Байкала. Книга завершает проект из 3-х книг, все они рекомендованы в качестве учебного пособия в помощь юным экологам и любителям природы Прибайкалья.

Приглашаем к чтению книг Софьи Бунтовской

58

Богданец Т.И. Экология для самых маленьких: книга для родителей и детей 3-4 лет / Т.И. Богданец.- М.: Дрофа, 2008.- 16 с.: ил. (Педагоги - родителям)

Данная книга поможет познакомить вашего ребенка со сменой времен года, с разнообразными свойствами природных объектов. Особое внимание уделяется ознакомлению ребенка с миром живой природы, и только непосредственное общение с ней наполнит малыша положительными эмоциями и убережет от жестокости и равнодушия.

59

Спаржден, Р. Экология.- М.: Росмен, 1998 – 48 с.

Книга расскажет вам, как взаимосвязаны всевозможные растения и животные и какова роль окружающей их среды. Она объяснит основные экологические термины, используемые при изучении растений, животных и окружающей их среды, покажет, что все мы - звенья одной цепи. Вы познакомитесь также с примерами этой взаимосвязи из самых разных экологических районов мира. В книге вы найдете многочисленные факты, показывающие, как деятельность человека приводит к серьезным проблемам и нарушениям природного равновесия в окружающем мире. В то же время мы хотим научить вас, как помочь природе и что нужно для этого сделать. Книга поможет вам справиться с местными экологическими задачами и решить общие проблемы экологии.

60a

Гальчук, А. П. Удивительные природные явления: иллюстрированный путеводитель / (Гальчук Андрей Петрович). - Москва: Эксмо, 2015. - 95 с. : фот. цв.  (Занимательная энциклопедия).

Стихии природы с каждым днем становятся все более масштабными и безжалостными. Пожары, наводнения, землетрясения, экстремальные колебания температуры - все это уже стало привычным для многих обитателей планеты. Прочтя книгу, вы сможете не только получить исчерпывающую информацию, но и увидеть, как выглядят и проявляются различные стихии, оценить их последствия.

60 Загадки природы: Вулканы. Тайфуны. Ледники. Землетрясение.- Москва: Астрель: АСТ, 2001.- 55с.- ил. (Детская энциклопедия)
60a

Земля/ Сост. А.М. Берлянт; Науч. ред. С.А. Буланов. - Москва: Педагогика-Пресс: Современная педагогика, 2001. - 671 с.: цв.ил. - (Универсальная энциклопедия для юношества).

60a

Саутин, Е. А.  Биолого-экологическая характеристика хвойных пород Усть-Илимского района Иркутской области: методическое  пособие / Е. А. Саутин ; М-во природ. ресурсов РФ Усть-Илимский гор. ком. по охране окруж. среды, М-во образования РФ Филиал Иркут. гос. пед. ун-та в г. Усть-Илимске. - Усть-Илимск : [б. и.], 2000. - 72 с. : ил.

60a

Саутин, Е. А.  Организация и проведение экологического мониторинга в Республике Татарстан: учебно-методическое пособие / Е. А. Саутин;  (ответственный редактор Г. П. Соломович). - 2-е изд. - Казань : [б. и.], 2005. - 368 с. : ил., табл. ; 21 см. - 1000 экз.. - (в пер.)

60a

Плешаков, А. А.От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков. - 11-е изд. - Москва: Просвещение, 2010. - 219, [3] с. : цв. ил.; 25 см. - (Зеленый дом).

Книга представляет собой оригинальный, впервые разработанный специально для начальной школы атлас-определитель, который позволит ученику разобраться в разнообразии окружающих его природных объектов, узнать название наиболее примечательных деревьев, трав, насекомых, птиц, камней под ногами, созвездий в небе и много другого. Атлас станет постоянным спутником ребенка во время школьных экскурсий, уроков, прогулок с родителями, летнего отдыха.

60a

Плешаков, А. А.  Великан на поляне, или первые уроки экологической этик: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А. А. Плешаков, А. А. Румянцев. - 10-е издание. - Москва: Просвещение, 2013. - 160 с. : ил.; 24 см. - (Зеленый дом).

60a

Травина, И. В.  Красная книга России / (И. В. Травина;  художники: В. В. Бастрыкин и др.). - Москва: РОСМЭН, 2016. - 79, [1] с. : цв. ил. ; 26 см. - (Моя Россия).

Нашу планету населяют самые разные виды живых организмов. Те из них, что находятся под угрозой исчезновения, заносятся в Красную книгу. Такие виды животных и растений подлежат особой охране, ученые изучают причины уменьшения их численности, принимаются меры по их воспроизводству и рациональному использованию. Данная книга посвящена животным, растениям, грибам и лишайникам Красной книги России.

60a

Устинов, С. К. Эколог Леший и его соседи: рассказы о животных / Семён Устинов; (художник Е. В. Хомколова). - Иркутск: Сибирская книга, 2011. - 77, [1] с.: цв. ил.

В книге доступным для маленьких читателей языком профессионального эколога рассказывается о жизни обитателей нашей тайги - от крошечной землеройки до медведя. Разговор-диалог ведётся с участием сказочного персонажа - эколога Лешего. С ним знакомы все животные Байкальского края. Они посещают его жилище в старом лесном завале, встречаются с ним на тропах, на берегах рек. Это ласка, горностай, колонок, соболь, выдра, барсук, росомаха, волк, медведь, белка, кабарга, изюбрь, лось, горный козёл и другие. Каждому животному посвящена отдельная история. Она повествует об образе жизни зверька, о необходимости его охраны, о добром отношении к природе. Книга природопознавательна, поскольку написана автором, имеющим достоверные знания о жизни животных. Главная её цель - способствовать развитию природоохранного мышления, природоохранной культуры, любви к природе, к Родине.

60a Воробьев, Б.Т. Весьегонская волчица. - Москва: Мысль, 1989.

«Братья наши меньшие…Что мы знаем о них? Способны ли они любить и ненавидеть, защищать и мстить? Об этом расскажет книга. «Пойми самого себя в каждом живом существе» - таков лейтмотив включенных в нее произведений. Рассказывая о животных – обитателях разных географических зон, автор рисует панораму природы нашей страны.

60a Тетиор, А. Н.  Городская экология: учебное пособие / А.Н. Тетиор. - Москва: Academia, 2006. - 331 с.: ил. - (Высшее профессиональное образование).
Описываются проблемы и методы создания и поддержания экологической городской среды как комплекса природных, природо-антропогенных и социально-экономических факторов, оказывающих огромное действие на жителей. Проанализированы пути создания экологичных городов с энергоэкономичными, энергоактивными, умственными зданиями и инженерными сооружениями, экологичными водопотреблением, освещением и вентиляцией. Указаны направления улучшения существующей неэкологичной городской среды: экореконструкция зданий и экореставрация ландшафтов. Для студентов высших учебных учреждений.
60a Гинкулов, В. В. Живи, тайга!...: повести, рассказы, очерки, миниатюры / Василий Гинкулов. - Иркутск: Иркутский писатель, 2006. - 255 с.

В книгу известного сибирского прозаика включены произведения, посвященные родному краю. Автор с любовью пишет о том, что видит вокруг себя, его наблюдения природы очень точны и поэтичны. Книга будет интересна и взрослым и детям, интересующимся природой родного края.

60a Леонов, Л. М.  Русский лес: роман / Леонов Л.М. - Москва , 1991.

В романе «Русский лес» Леонид Леонов с патриотической страстностью поставил перед общественным мнением проблему разумного и бережного отношения к лесным богатствам, сохранения их для потомков. Лес в книге - это нечто большее, чем только то, из чего строят дома, что пишут на картину, где собирают землянику и о чем спорят специалисты- лесоводы. Лес у Леонова - сияющий и мощный "храм жизни", мечта о счастливых и чистых  людях на прекрасной солнечной земле

счастливых времен. «Русский лес» — о настоящем и будущем страны, которое воспринимается в тесной связи с сохранностью природных богатств.

60a Магомедов, М. М. Природа Усть-Илимского района / Магомед Мирзагасанович Магомедов; науч. ред. Л.М. Корытный. - Иркутск; Усть-Илимск: Изд. Ин-та географии СО РАН, 2003.
Книга является своеобразным научно-популярным и учебно-справочным пособием по географии Усть-Илимского района. Она необходима учителям, учащимся школ, студентам вузов и всем жителям района и города, интересующихся природой родного края
60a

Магомедов, М. М. Природные ресурсы Усть-Илимского района / Магомед Мирзагасанович Магомедов; науч. ред. Л.М. Корытный. - Иркутск; Усть-Илимск : Изд-во Ин-та географии СО РАН, 2005.

В монографии даны сведения об основных природных ресурсах административного района. Кроме того, на основе расширенной природно-ресурсной концепции впервые дается характеристика экологических ресурсов района, т.е. средообразующих ресурсов, обеспечивающих качество условий жизнедеятельности населения. Кратко затронуты также эколого-эномические аспекты освоения природных ресурсов, предлагаются рекомендации по улучшению условий жизнедеятельности населения, с учетом территориальной дифференциации этих условий и выделения более благоприятных территорий.

Книга адресуется учителям, студентам вузов, экологам, географам, специалистам в области использования природных ресурсов и охраны среды, а также всем жителям района и города, интересующимся природными богатствами родного края. 

60a Платонов, А. П. Основы общей и инженерной экологии / А.П. Платонов, В.А. Платонов. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 350 с. - (Учебники и учебные пособия).

В учебном пособии впервые системно изложены основы общей и инженерной экологии, приведены термины, понятия, определения, состав, структура сфер Земли, уровни организованности жизни, энергетика и продукция экосистем, круговорот вещества в природе, экология человека, экологические факторы и законы экологии, освещены антропогенное воздействие на окружающую среду, меры защиты, мониторинг состояния окружающей среды, экологическая культура, законодательство, право, управление качеством окружающей среды, проблемы цивилизации в области создания качества окружающей природной среды. 
Для студентов технических вузов.

60a Дмитриева, Т. М. Основы сенсорной экологии: учебное пособие для студентов вузов / Тамара Михайловна Дмитриева. - Москва: издательство Рос. университета дружбы народов, 1999.

Рассматриваются экологические особенности развития и структурно-функциональной организации важнейших сенсорных систем организмов и механизм участия этих систем в решении ряда экологических задач.

60a Буйлов, А.А Тигроловы: Роман, рассказы. - Москва: Современник, 1985.

В произведении рассказывается о трудном труде тигроловов Уссурийской тайги. Автор развивает тему взаимоотношений человека и природы.

Сам А. Буйлов – в прошлом оленевод, охотник, зверолов и хорошо знает своих героев. Это придает особую достоверность описываемых событий.