1. Николай Михайлович Карамзин родился 12 декабря (1 декабря по старому стилю) 1766 года.

2. Наиболее значительные моменты родословной Карамзина таковы. Самый отдалённый его предок был из татарских князьков, по имени Кара-Мурза, или Чёрный Мурза, от него в роде и сохранилось прозвище Карамзиных. Он, как и его собратья, «вышел» в Москву, добровольно принял православную веру и за свою верную службу получил от Московского государя вместе с дворянским званием и землю в Нижегородской губернии. Некий Семён Карамзин числился в дворянах при Иване Грозном, три его сына в начале ХVI в. владели землями на Волге. Один из прапрапраправнуков, отставной капитан Михаил Егорович Карамзин — отец писателя служил в Оренбурге в полевом батальоне при И.И.Неплюеве, выученике Петра Великого. Отец писателя Михаил Егорович вышел в отставку капитаном, получил поместье в симбирской губернии, где прошло детство Коли Карамзина.

3. Николай Михайлович Карамзин долгое время не знал точный год своего рождения.

4. Николай Михайлович рано потерял мать.

5. Первой духовной пищей 8 - 9-летнего мальчика Карамзина были старинные романы, развившие в нем природную чувствительность.

6. Николай Карамзин "… любил грустить, не зная о чем", и "мог часа по два играть воображением и строить замки на воздухе".

7. В детстве с Николаем Михайловичем произошел случай, ставшим ключевым в его жизни.

Николай любил в погожий день читать под дубом на берегу Волги. Чтение его поглощало, и он забывал обо всем. Вот так однажды, забывшись с книгой в руках, он не заметил, как подступила гроза. Все прекрасно знают, что очень опасно в грозу находиться под дубом и у реки (гроза притягивает молнию). Бежать куда-то было поздно, пошел дождь, и он остался под дубом. Гроза разыгралась не на шутку, и вдруг из лесу выскакивает огромный ополоумевший из-за грозы медведь. Медведь, чтоб спастись от раскатов грома, выбежал из леса к дубу. Карамзин уже не читал. Услышав какой-то топот, вышел из-за дуба и увидел, что на него мчится страшный медведь. Убегать некуда, медведь тоже в замешательстве, так как не ожидал увидеть здесь человека. Он резко остановился, поднялся на задние лапы, это буквально в трех, четырех шагах от Карамзина. И в этот момент молния попала в медведя, и он упал к ногам Карамзина. Иначе Карамзин бы погиб. Этот случай очень потряс Карамзина. Он тогда понял, что есть божественный промысел, есть Бог, который охраняет человека. И не все воля человека, есть нечто такое, что человеку не подвластно. И тогда он задумался, если он не погиб, значит у него есть некое предназначение, значит в жизни он должен что-то сделать.

8. Николай Михайлович проявил лингвистические способности, выучив церковнославянский язык за месяц, стал свободно читать, а позднее научился уже и писать.

9. Первая светская книга, которую прочел Карамзин – «Басни» Эзопа.

10. Читал очень много и постоянно. Чтение просто захлестнуло Николая.

11. Карамзин автор цитаты: « Общение с книгами приготовляет к общению с людьми. И то и другое равно необходимо».

12. В 1773 году в Михайловском побывала шайка Пугачева, но крестьяне, которые любили своих помещиков, предупредили Карамзиных, и семья успела скрыться. Пугачевцы не смогли захватить Карамзиных.

13. Николай Карамзин получил хорошее домашнее образование. У него был гувернер-француз.

14. Подростком он уже знал несколько иностранных языков - немецкий, английский, французский и итальянский.

15. Зимой 1773 года Н.М.Карамзин был определен в лучший в Симбирске Дворянский частный пансион француза Пьера Фовеля.

16. Двенадцатилетнего Николая Карамзина отправляют в далекую Москву в пансион профессора Московского университета Иоганна Шадена, пользовавшегося широкой известностью.

17. Карамзину, как одному из превосходнейших своих учеников, Шаден давал читать лучшие произведения европейских авторов, особенно французских.

18. В пятнадцатилетнем возрасте Николай Карамзин по требованию отца поступил на службу. В 1781 Николай Карамзин начал службу в Преображенском полку в Петербурге.

19. После смерти отца Карамзин вышел в отставку поручиком и более никогда не служил, что воспринималось в тогдашнем обществе как вызов.

20. Во время пребывания в Симбирске вступил в масонскую ложу «Золотого венца».

21. После приезда в Москву в течение четырёх лет (1785—1789) был членом «Дружеского ученого общества».

22. В 1783 г. Карамзин впервые выступил в печати, опубликовав прозаический перевод с немецкого языка идиллии С. Геснера «Деревянная нога».

23. Николай Карамзин — автор и один из издателей первого детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», основанного Новиковым.

24. Охлаждение к масонству стало одной из причин отъезда Карамзина в Европу.

25. В 23 года Карамзин предпринял поездку в Европу ( 1789—1790 годы).

26. Посещает Германию, Францию, Швейцарию, Англию. Эта поездка окончательно сформировала Карамзина-писателя.

27. Во время путешествия писал письма друзьям. Письма писались в двух экземплярах. Один - отправлялся по почте, черновики - оставлял себе. По приезду дополняет свои письма-черновики историческими фактами, статистическими, географическими данными, информационным материалом о Европе. И это уже не маленькие записки, а труд.

28. На время путешествия «я лишил себя ужина и на эти деньги (за границею книги дешёвые) накупил множество книг. Таким образом, я чувствовал себя здравее и возвратился домой с библиотекою»- писал в письмах друзьям Карамзин.

29. По отзывам современников, «Карамзин был красив собою и весьма любезен; по возвращении из чужих краёв он напускал на себя немецкий педантизм, много курил, говорил обо всём, любил засиживаться далеко за полночь, беседовать, слушать рассказы, хорошо поесть и всласть попить чаю... Занимал крошечную комнату во флигере, там горы книг... Не было человека обходительнее и добрее Карамзина в обращении. Голос красноречивейшего нашего писателя был громок и благозвучен. Он говорил с необыкновенною ясностию; спорил горячо, но логически и никогда не сердился на противоречия».

30. Карамзин считал главной заботой государства искоренение неграмотности. «Учреждение сельских школ несравненно полезнее всех лицеев, ибо между людьми, которые умеют только читать и писать, и совершенно безграмотными гораздо более расстояния, нежели между неучеными и первыми метафизиками в свете».

31. Николая Карамзина очень раздражало засилье в России иностранных наставников: «У нас не будет совершенно морального воспитания, пока не будет русских хороших учителей… Никогда иностранец не поймет нашего народного характера и, следовательно, не может сообразовываться с ним в воспитании».

32. Николай Михайлович был противником того, чтобы дворянские дети получали образование за границей: всякий должен расти в своем Отечестве и привыкать к его климату, обычаям, народному характеру, образу жизни и правления; только в России можно стать русским.

33. Николай Карамзин разделял любовь к Отечеству на три вида: физическую, нравственную и политическую.

34. 31 октября 1803 г. Александр I подписал указ о назначении Николая Михайловича Карамзина придворным историографом с жалованием по две тысячи рублей ассигнациями в год. Карамзин получил доступ к важнейшим историческим источникам.

35. Карамзин-историк начался в Париже в l790 г. Ещё не предвидя своей судьбы, он поместил в «Письмах русского путешественника» важнейшее пророчество, обращённое как бы не к себе: «Больно, но должно по справедливости сказать, что у нас до сего времени нет хорошей Российской истории, т.е. писанной с философским умом, с критикою, с благородным красноречием».

36. 8 января 1804 г. Николай Михайлович женился на 24-летней Екатерине Андреевне Колывановой. Карамзин был на 14 лет старше своей жены.

37. «Жизнь мила, — запишет Карамзин, — когда человек счастлив домашними и умеет работать без скуки».

38. С 1803 г. и до конца своих дней Карамзин работал над «Историей государства Российского», написав в одиночку 12 томов. Молодой Пушкин сказал: «Древняя Россия, казалось, найдена Карамзиным, как Америка — Колумбом». Карамзин — Колумб, т.е. самый первый.

39. Тома «Истории государства Российского» покупали нарасхват, ими интересовались и при дворе и во всех слоях образованного общества. Пушкин писал: «Это злободневно, как свежая газета». И это было заслугой Карамзина-историка.

40. При занятии французами Москвы в страшном пожаре сгорело богатое книгохранилище Карамзина, которое он составлял, по его словам, целую четверть века.

41. В начале 1810 г. Николай Карамзин становится близким и любимым гостем царской семьи.

42. Государь назначил историографу на издание «Истории» 60 тыс. рублей с тем, чтобы издавалась она в Петербурге. Весною и летом Николаю Карамзину отводилась дача в Царском Селе. Ему дозволено было печатать свой труд без цензуры. Царь принял на себя обязанности цензора «Истории», постоянно читая её в рукописи.

43. Последние десять лет своей жизни Карамзин провёл при дворе: он постоянный собеседник императора в его «зелёном кабинете», т.е. во время утренних прогулок по аллеям Царскосельского парка, частый гость у вдовствующей и царствующей императриц, великих князей.

44. Первые наброски плана «Истории государства Российского» относятся к 1800 году.

45. Помимо государственных архивов Карамзин пользовался сокровищами целого ряда частных собраний Мусина – Пушкина, Румянцевых, Тургеневых, Муравьевых, Толстого, Уварова, а также собранием книг и манускриптов университетской и синодальной библиотек.

46. Жена, Екатерина Андреевна, помогала в переписке готовых глав, позже держала корректуру первого издания «Истории…», а главное - обеспечила тот душевный покой и условия для творчества, без которых был бы просто невозможен огромный труд мужа.

47. Карамзину предлагали стать министром народного просвещения, предлагали чины, звания, награды. Писатель от всего отказался, согласившись принять звание историографа.

48. Звание Карамзина было настолько диковинным в России, что слуга записал его однажды в книге визитов: «Граф Истории».

49. Н.М. Карамзин за «Историю …» был награжден чином статского советника и орденом св. Анны 1-й степени.

50. Карамзин с большим успехом читал отрывки из «Истории…» в некоторых частных домах, в частности у С. П. Свечиной.

51. Николай Карамзин к восстанию декабристов отнесся с неодобрением, но был одним из немногих, предпринявших попытку заступиться за осужденных перед Николаем I, сказав ему, что «заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века».

52. Еще при жизни Карамзина его произведения, включая «Историю…», переводились на иностранные языки.

53. С именем Карамзина связан особый этап развития русской культуры. Он возглавил в России целое литературное направление – сентиментализм. Историография Карамзина в сочетании с художественным творчеством постоянно привлекала к себе внимание Н.В. Гоголя, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого.

54. А.С. Пушкин свою трагедию «Борис Годунов» посвятил «драгоценной для россиян памяти» Н.М. Карамзина.

55. В феврале 1818 года Карамзин выпустил в продажу первые восемь томов «Истории государства российского», трёхтысячный тираж которых разошёлся в течение месяца.

56. В «Истории государства Российского» выразились две главные жизненные идеи Николая Карамзина: просвещение и патриотизм.

57. Углубившись в работу над «Историей», Карамзин, как метко заметили современники, словно принял постриг. Он печатно распрощался с подписчиками «Вестника Европы», перестал появляться в светских гостиных, почти никого не принимал у себя. Его жизнь протекала в библиотеках, архивах, среди летописей и древних манускриптов.

58. В 1818 году Николай Карамзин был избран членом Российской академии. В том же году он стал членом Императорской Академии наук.

59. Н. М. Карамзин открыл «Хождение за три моря» Афанасия Никитина в рукописи XVI века и опубликовал его в 1821 году.

60. 1810 году Карамзина объявляли французским шпионом. Этот донос был опровергнут, но работу над «Историей…» он задержал.

61. Николай Михайлович Карамзин не одобрял радикальных взглядов и политического вольнодумства. Он был уверен, что самодержавие - это фундамент, на котором держится Россия.

62. Каждый том «Истории государства Российского» состоит из двух частей: в первой — подробный, написанный большим мастером рассказ — это для простого читателя; во второй — обстоятельные примечания, ссылки на источники — это для историков.

63. Николай Карамзин писал брату: "История не роман: ложь всегда может красива, а истина в своем одеянии нравится только некоторым умам".

64. Комната Карамзина в Остафьево больше походила на келью, чем на кабинет. Профессор М.Н.Погодин так описывал кабинет Карамзина: «Голые штукатуренные стены, широкий сосновый стол, простой деревенский стул, несколько козлов с наложенными досками, на которых разложены рукописи, книги, тетради, бумаги; не было ни одного шкафа, ни кресла, ни дивана, ни этажерки, ни пюпитра, ни ковров, ни подушек. Несколько ветхих стульев около стен в беспорядке». Такая спартанская обстановка соответствовала характеру и привычкам хозяина кабинета. Николай Михайлович сетовал, что трудно и медленно продвигается «единственное мое дело и главное удовольствие».

65. Николай Карамзин как государственный историограф был освобожден от цензуры.

66. «Без хороших отцов нет хорошего воспитания, несмотря на все школы, институты и пансионы». Н.М.Карамзин.

67. В августе 1819 года, отдавая в печать девятый том «Истории…», Карамзин писал Дмитриеву: «Мне трудно решиться на издание 9-го тома: в нём ужасы, а цензурою моя совесть. Я говорил об этом с Государем: он не расположен мешать исторической откровенности, но меня что-то останавливает».

68. В 1821 году выход в свет IX тома «Истории» вызвал небывалый общественный интерес, успех его превзошел все ожидания. В то время в ходу была шутка о том, что улицы опустели, потому что все углубились в царствование Ивана Грозного.

69. В 1824 году Карамзин получил титул действительного статского советника. Александр I знал неприязнь Карамзина к чинам и наградам и подчеркивал, что награда дана историографу, а не Карамзину.

70. В 1792 году Николай Карамзин написал повесть «Наталья, боярская дочь». Это одна из первых попыток создать в русской лите­ратуре национальную историческую по­весть.

71. В 1991 году выпущена почтовая марка СССР, и 10 копеек, посвящённые Н. М. Карамзину.

72. В 1818 г. Карамзин выступил с инициативой организации мемориалов и установления памятников выдающимся деятелям отечественной истории, в частности, К. М. Минину и Д. М. Пожарскому на Красной площади.

73. В 1787 году, увлечённый творчеством Шекспира, Николай Карамзин опубликовал свой перевод оригинального текста трагедии «Юлий Цезарь».

74. У Николая Карамзина было 10 детей.

Софья Николаевна (1802–1856), с 1821 года фрейлина, близкая знакомая Пушкина и друг Лермонтова.

Наталья Николаевна (30.10.1804–05.05.1810)

Екатерина Николаевна (1806–1867), петербургская знакомая Пушкина; с 27 апреля 1828 года была замужем за отставным подполковником гвардии князем Петром Ивановичем Мещерским (1802–1876), женатым на ней вторым браком. Их сын писатель и публицист Владимир Мещерский (1839–1914)

Андрей Николаевич (20.10.1807–13.05.1813)

Наталья Николаевна (06.05.1812–06.10.1815)

Андрей Николаевич (1814–1854), после окончания Дерптского университета, был вынужден по здоровью находиться за границей, позднее — отставной полковник. Был женат на Авроре Карловне Демидовой. От внебрачной связи с Евдокией Петровной Сушковой имел детей.

Александр Николаевич (1815–1888), после окончания Дерптского университета служил в конной артиллерии, в молодости был великолепным танцором и весельчаком, был близок с семьей Пушкина в его последний год жизни. Женат на княжне Наталье Васильевне Оболенской (1827–1892), детей не было.

Николай Николаевич (03.08.1817–21.04.1833)

Владимир Николаевич (1819–1879), в 1839 году окончил юридический факультет Петербургского университета, впоследствии член консультации при министре юстиции, сенатор. Отличался остроумием и находчивостью. Был женат на баронессе Александре Ильиничне Дука (1820–1871), дочери генерала И. М. Дука. Потомства не оставили.

Елизавета Николаевна (1821–1891), с 1839 года фрейлина, замужем не была. Не имея состояния, жила на пенсию, которую получала как дочь Карамзина. Проживала в семье сестры княгини Мещерской, где её ласково звали Бабу. Отличалась умом и безграничной добротой, принимая все чужие горести и радости близко к сердцу. Писатель Л. Н. Толстой называл её «примером самоотвержения».

75. Александр Вяземский писал: «Карамзин - наш Кутузов двенадцатого года, он спас Россию от нашествия забвения, воззвал ее к жизни, показал нам, что у нас Отечество есть, как многие о том узнали в двенадцатом году».

76. Живший долгие годы в одном доме с Карамзиным брат его жены П.А.Вяземский вспоминал: «Карамзин был очень воздержан в еде и питии. Впрочем, таковым был он и во всем в жизни материальной и умственной: он ни в какие крайности не вдавался; у него была во всем своя прирожденная и благоприобретенная диетика. Он вставал довольно рано, натощак ходил гулять пешком или ездил верхом в какую пору года ни было бы и в какую бы ни было погоду. Возвратясь, выпивал две чашки кофе, за ним выкуривал трубку табаку (кажется, обыкновенного кнастера) и садился вплоть до обеда за работу, которая для него была также пища и духовная и насущный хлеб. За обедом начинал он с вареного риса, которого тарелка стояла всегда у прибора его, и часто смешивал его с супом. За обедом выпивал рюмку портвейна и стакан пива, а стакан этот был выделан из дерева горькой Квассии. Вечером, около 12-ти часов, съедал он непременно два печеных яблока. Весь этот порядок соблюдался строго и нерушимо, и преимущественно с гигиеническою целью: он берег здоровье свое и наблюдал за ним не из одного опасения болезней и страданий, а как за орудием, необходимым для беспрепятственного и свободного труда».

77. Николай Михайлович сетовал, что трудно и медленно продвигается «единственное мое дело и главное удовольствие». Он писал брату: «Пишу теперь вступление, то есть краткую Историю России и славян до самого того времени, с которого начинаются собственные наши летописи. Этот первый шаг всего труднее мне, надобно много читать и соображать; а там опишу нравы, правление и религию славян, после чего начну обрабатывать Русские летописи… Все идет медленно и на всяком шагу вперед надобно оглядываться назад. Цель так далека, что боюсь даже и мыслить о конце».

78. В июне 1813 года Николай Карамзин посетил Москву. Зрелище сожженной столицы потрясло его. «Я плакал дорогой, плакал и здесь; Москвы нет: остался только уголок ее. Не одни дома сгорели, самая нравственность людей изменилась в худое, как уверяют. Заметно ожесточение; видна и дерзость, какой прежде не бывало», - писал он И.И.Дмитриеву.

79. В 1812 году Россия вступила в войну с наполеоновской Францией. Не имея возможности самому принимать участие в сражениях, Карамзин считал своим долгом не покидать Москву. «По крайней мере, не уподоблюсь трусам... Душе моей противна мысль быть беглецом», - писал он в те дни.

80. Несмотря на то, что семья Карамзиных жила скромно, она внесла свою лепту, снарядив за свой счет более 70 ополченцев.

81. В ноябре 1925 года умер император Александр I. Эта смерть была тяжелым потрясением для Николая Михайловича Карамзина. Историографу казалось, что именно этот монарх мог воплотить его мечту об идеальном царствовании.

82. Из русских один только H.M.Карамзин, имевший доступ к государю, дерзнул замолвить слово о декабристах, сказав: «Ваше величество! заблуждения и преступления этих молодых людей суть заблуждения и преступления нашего века!».

83. Ночь, проведенная на Сенатской площади, стала причиной сильнейшей простуды, от которой Николай Михайлович уже не оправился. В начале 1826 года простуда постепенно осложнилась воспалением легких. Доктора советовали ему ехать на лечение в Европу.

84. В 2011 году о Николае Карамзине был снят документальный фильм «Несть лести в языце моем». http://chtoby-pomnili.com/page.php?id=1444) Он состоит из четырех частей.

85. «Карамзин освободил язык от чуждого ига и возвратил ему свободу, обратив его к живым источникам народного слова» А.С.Пушкин.

86. « Кто сам себя не уважает, того и другие уважать не будут» Н.М.Карамзин.

87. В апреле 1801 г. Карамзин женился на Елизавете Ивановне Протасовой, которую он знал и любил 13 лет. Она являлась в его произведениях под именем Аглаи.

88. Преобразование русской письменной речи было первым шагом Николая Карамзина в литературе. Очень точно об этом сказал князь и поэт П. Вяземский:

Сперва попыткою искусства
На новый лад настроив речь,
Успел он мысль свою из чувства
Прозрачной прелестью облечь.
Россия речью сей пленилась,
И с новой грамотой в руке
Читать и мыслить приучилась
На карамзинском языке.

89. ПисьмоН.Карамзинажене.Москва,23авг.1812г.

Милый друг Катенька! Вчера получил я любезнейшее твое письмо из Ярославля и благодарю Бога, что вы доехали здорово до места. Несколько раз в день льются у меня слезы, особливо, когда читаю твои письма, воображая твою любовь и горесть. Утешайся детьми нашими и молись: не перестаю надеяться на милость Божию, хотя и не люблю обольщать себя малодушно, как другие, которые то бледнеют от страха, то видят Наполеона у ног своих.
Моя надежда основана на сердечном уверении, что Господь в одно мгновение может все переменить, постыдить врага нашего и спасти Россию. Еще судьба не решилась: ждем сражения, которое должно быть в 117 верстах от Москвы, если французы захотят в этом месте атаковать нас. Я кажусь самому себе довольно спокойным, аппетит и сон мой хороши, следственно и здоровье. Стараюсь исполнять твое приказание: думать менее, отвлекать себя от сердца и не растравлять чувствительности; но требую, милая, чтобы и ты делала то же. Я наложил на себя трудную епитимью разлукою с моим бесценным другом; однако же и теперь думаю, что мне нельзя было поступить иначе, хотя пребывание мое здесь и бесполезно для Отечества: по крайней мере, не уподоблюсь трусам и служу примером государственной, так сказать, нравственности. Наши добрые Москвитяне изъявляют готовность умереть за честь древней столицы: вооружаются саблями и пиками. Купцы, ремесленники, мещане, фабричные. Впрочем, дай Бог, чтобы армия не имела нужды в их содействии. Граф, хозяин мой, бодрствует с утра до вечера. Вчера приезжал сюда Платов на несколько часов, думая найти здесь Государя, и ночью опять уехал в армию. Все казаки идут с Дона к Москве. Нынешний день увидим шар, над которым один немец долго трудился в Воронцове и которым надеются сделать большой вред неприятелю: я не легковерен. Москва пустеет: уезжают и увозят. Воспитательный Дом, оружейная Палата, архивы, межевая, все отправляется. Привезли к нам уже около трех тысяч раненых. Между тем город спокоен и тих удивительно. Вчера С.С. Кунников обедал у нас, отправив жену и детей; а я еду теперь к нему обедать. Принц пишет ко мне, что он сам будет посещать тебя.
Думаю, что ты еще не видала Великой Княгини: скажи мне об ней несколько слов, когда увидишь ее. Желаю, милая, чтобы вы могли сколько-нибудь покойно жить в своем чистеньком домике. Уведомь, что вам стоит содержание людей и стола. Но долго ли будем писать друг ко другу? Отдаюсь в волю Божию. Не знаю, что и в каком случае сделаю и где буду; но обещаю тебе, милая, не жертвовать собою безрассудно: Господь бережет всех нас. Не отпускай лошадей в деревню, и держи у себя, и будь на всякий случай готова к отъезду. Ежели (чего Боже сохрани) неприятель дойдет до Москвы, то вам не должно оставаться в Ярославле, а через Кострому ехать в Нижний, как скоро Великая Княгиня выедет из Ярославля; пока она на месте, то и вы безопасны; но одни не оставайтесь. Исполнив долг чести и любви к Отечеству, буду искать тебя: прочее зависит от Бога. Нежно, нежно тебя целую, а после и наших малюток. Благословляю вас от сердца, которое живет вами. Дети! Уважайте маменьку: будьте умны и ей послушны. Когда-то Бог велит нам соединиться! Князь Петр едет к своему генералу Милорадовичу; мы уже простились.
Катенька бесценная! Прижимаю тебя к сердцу: Господь да блюдет тебя! Маленький образ, тобою присланный, ношу на себе. Мысленно обнимаю Княгиню: учи ее твердости. Бог с вами. Сам еду отдать письмо на почту. Еще благословляю тебя особенно, моего единственного друга. Кланяйся Ленгеру и поблагодари его моим именем».

90. Отношение Николая Карамзина к Петру Великому и его реформам со временем существенно изменилось. В "Письмах русского путешественника" историк восторженно отзывался о пребразованиях и преобразователе. Он, например, считал, что для пути, пройденного Россией при Петре за четверть столетия, без него понадобилось бы шесть веков. Теперь же, два десятилетия спустя, Карамзин пишет: "Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России. Виною Петр". В вину царю-реформатору Николай Михайлович ставил искоренение древних обычаев. Введенные же Петром новшества коснулись лишь дворянства и не затронули народную толщу, тем самым царь воздвиг стену между дворянами и остальным населением. Осуждал историк деспотизм Петра, его жестокость, усердие преображенского приказа, в застенках которого гибли люди за бороду и русские кафтаны. Отрицал Николай Михайлович и разумность перенесения столицы государства из Москвы в Петербург — в город, воздвигнутый на болоте, в местности с плохим климатом, "на слезах и трупах".

91. "Петр Россам дал тела, Екатерина - душу". Так известным стихом определялось взаимное отношение двух творцов новой русской цивилизации. Приблизительно в таком же отношении находятся и создатели новой русской литературы: Ломоносов и Карамзин. Ломоносов приготовил тот материал, из которого образуется литература; Карамзин вдохнул в него живую душу и сделал печатное слово выразителем духовной жизни и отчасти руководителем русского общества.

92. Виссарион Григорьевич Белинский считал: «В России писать для детей первый начал Карамзин, как и много прекрасного начал он писать первый…»

93. В 1792 году Н.М. Карамзиным написана сказка «Прекрасная царевна и счастливый Карла». Читать http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_1060-1.shtml

94. Николай Михайлович Карамзин живо интересовался народным просвещением, вопросами чтения и посвятил этому ряд статей. Он писал: «Кто хочет общественного блага, то пусть будет первым законом его — Просвещение». Поэт мечтал о том времени, «когда свет учения, свет истины озарит всю землю и проникнет в самые темные пещеры невежества».

95. Огромное впечатление на Николая Карамзина произвело произведение Гете «Страдания молодого Вернера», которое открыло Карамзину целый мир грусти, печали, радости и все это надо пережить.

96. Белинский писал, что Николай Карамзин создал русскую публику, которой до него не было, создал читателей - а так как без читателей литература немыслима, то смело можно сказать, что литература, в современном значении этого слова, началась у нас с эпохи Карамзина и началась именно благодаря его знаниям, энергии, тонкому вкусу и незаурядному таланту.

97. «Путешествие питательно для духа и сердца нашего. Путешествуй, ипохондрик, чтобы исцелиться от своей ипохондрии! Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество! Путешествуй, кто только может! Из «Писем русского путешественника» Н.М. Карамзина.

98. По поручению Николая I Карамзин составлял манифест о его вступлении на престол.

99. В последние месяцы своей жизни Николай Карамзин добивался места русского консула во Флоренции, что означало отказ от должности историографа

100. В.В.Сиповский писал, что «русская публика, привыкшая в старых романах к утешительным развязкам, впервые в повести «Бедная Лиза» встретилась с горькой правдой жизни».

101. Повесть «Бедная Лиза» Карамзина породила многочисленные подражания: «Бедная Маша» А.Е.Измайлова, «Несчастная Лиза» И.М.Долгорукова, «Бедная Лилия» А.Попова, «Несчастная Маргарита» неизвестного автора.

102. В 1792 году Н.Карамзиным написана повесть «Наталья, боярская дочь». Одна из первых попыток создать в русской лите­ратуре национальную историческую по­весть. Читать http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0070.shtml

103. В 1793 году Н.Карамзин написал повесть «Сиерра-Морена». Читать http://lib.ru/LITRA/KARAMZIN/kar_sm.txt

104. В 1793 году написана повесть «Остров Борнгольм». Самое загадочное произведение. Читать http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0100.shtml

105. В 1796 году Карамзин написал повесть «Юлия». Читать http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0990.shtml

106. В 1802 году Н.Карамзин написал историческую повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода».

Читать http://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol1/02stories/06.htm

107. В 1803 году Карамзин написал рассказ «Чувствительный и холодный». Читать http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0350.shtml

108. В 1803 году вышла незаконченная психологичекая повесть Н.М. Карамзина «Рыцарь нашего времени».

Читать http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0360.shtml

109. Николай Михайлович Карамзин был поэтом.

Читать http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0140.shtml

110. Н.М. Карамзин одним из первых начал использовать букву Ё.

111. В 1978 году создан мультфильм на повесть Н.М.Карамзина « Бедная Лиза». Смотреть youtube.comwatch?v=54GSK2spjo8

112. В 1791-1792 гг. Н.М. Карамзин редактор «Московского журнала».

113. «Чтение и письмо открывает человеку новый мир, — особенно в наше время, при нынешних успехах разума» Н.М.Карамзин.

114. В 1802-1803 гг. Н.Карамзин редактор журнала «Вестника Европы».

115. В 1789 году – Карамзин публикует свою первую повесть «Евгений и Юлия». Читать http://az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0980.shtml

116. Николай Михайлович Карамзин обогатил русский язык словами-кальками, такими, как «впечатление», «влияние», «влюблённость», «трогательный» и «занимательный».

117. Н.Карамзин дал самую короткую характеристика общественной жизни России. «-Воруют».

Знаменитой стала фраза: "Воруют!..", произнесённая Карамзиным во время путешествия в Европу, в ответ на вопрос соотечественника о родине. В изложении Сергея Довлатова этот исторический анекдот звучит так: «Двести лет назад историк Карамзин побывал во Франции. Русские эмигранты спросили его:
- Что, в двух словах, происходит на родине?
Карамзину и двух слов не понадобилось. - Воруют, - ответил Карамзин...».

118. Николай Карамзин утверждал, что путь к счастью людей и всеобщему благу — в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. “Слезы, проливаемые читателями, — писал Карамзин, — текут всегда от любви к добру и питают его”.

119. Николай Михайлович Карамзин выдвинул требование — писать «как говорят», но он ориентировался на разговорную речь образованного дворянского сословия, очищая язык не только от архаизмов, но и от простонародных слов. Он считал правомерным обогащать русский язык за счет усвоения отдельных иностранных слов, новых форм выражения.

120. В 1816 году Н.Карамзин удостаивается чина статского советника и ордена Святой Анны I степени.

121. В 1810 году Карамзин начал работу над «Запиской о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях».

122. В начале 1811 года «Записка…» была готова. Прочтя её, Александр I резко изменил своё отношение к Карамзину, он был недоволен критическим направлением «Записки…», тем более что факты, приводимые историографом, были неопровержимы, критика основательна, доводы логичны. Опала продолжалась пять лет, и лишь в 1816 году Александр I вернул Карамзину своё «благоволение»… В «Записке…» Карамзин давал краткое обозрение русской истории и деятельности её правителей – князей и царей… Карамзин подвергает критике меры правительства Александра I, но всё же делает вывод, что при разумном правительстве Россия может процветать и благоденствовать… «Записка…» даёт возможность наиболее полно и точно представить взгляды Карамзина… Карамзин призывал Александра I употребить все усилия, чтобы избежать военного столкновения с Наполеоном, предвидя, что война будет трудной и Россия к ней не готова…

123. В 1971-1972 год выходит повесть Н.Карамзина «Письма русского путешественника»

Читать http://rvb.ru/18vek/karamzin/2hudlit_/01text/vol1/01prp/01.htm

124. В Великом Новгороде на Памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 год) есть фигура Н. М. Карамзина.

125. Большую роль в совершенствовании человеческой природы Карамзин отводил искусству, которое указывает человеку достойные пути и средства достижения счастья, а также формы разумного наслаждения жизнью - через возвышение души.

126. В 1810 году Карамзин был награждён орденом Святого Владимира III степени

127. Наблюдая в Париже события 1789 г., слушая в Конвенте речи О. Мирабо, беседуя с Ж. Кондорсе и А. Лавуазье, окунувшись в атмосферу революции, Карамзин приветствовал ее как "победу разума". Однако позже он осудил санкюлотизм и якобинский террор как крушение идей Просвещения.

128. Когда вышел в свет немецкий перевод «Писем русского путешественника», Туманский не только запретил ввоз книги в Россию, но и представил по начальству донос, указав опасные, как он считал, места в книге. Поскольку доносы Туманского шли в Петербургский совет цензуры, а тот раболепно передавал их самому императору, от каприза и настроения Павла могла зависеть судьба не только издания, но и сочинителя. По счастью, донос пошёл к императору через графа Фёдора Васильевича Ростопчина, бывшего тогда в зените милости. А Ростопчин, женатый на двоюродной сестре Настасьи Ивановны Плещеевой (позже, когда Карамзин женился на сестре Плещеевой Елизавете, они стали свояками), просто затерял бумагу, чем сам хвастался в разговоре с Дмитриевым.

129. Последние десять лет своей жизни Николай Михайлович Карамзин провёл при дворе: он постоянный собеседник императора в его «зелёном кабинете».

Но двора Карамзин не любил. «Я не придворный! — писал он. — Историографу естественнее умереть на гряде капустной, им обработанной, нежели на пороге дворца, где я не глупее, но и не умнее других... Мне бывало очень тяжело, но теперь уже легче от привычки».

130. 1 января 1784 Николай Карамзин вступил в масонскую ложу «Золотой венец» учеником.

131. Отношение Н.Карамзина к Павлу I резко негативное и прежде всего за пренебрежение к дворянам, за унижение, которому он их подвергал. Павел хотел быть Иваном IV, но после Екатерины это было трудно. Царь “отнял стыд у казны, у награды — прелесть”. Он мечтал построить себе неприступный дворец, а соорудил гробницу.

132. Приступая к «Истории государства Российского» Карамзин приследовал цели. Их три. Первую он сформулировал так: “Мудрость человеческая имеет нужду в опытах, а жизнь кратковременна. Должно знать, какие мятежные страсти волновали гражданское общество и какими системами благотворная власть ума обуздывала их бурное стремление, чтобы учредить порядок, согласить выгоды людей и даровать им возможное на земле счастье”. Вторая цель изучения истории созвучно с тем, что писал на этот счет М.В. Ломоносов: “История дает государям примеры правления, подданным — повиновения, воинам —мужества, судьям —правосудия, младым —старых разум, престарелым —сугубую твердость в советах”. Карамзин, как бы продолжая и развивая сказанное, считал необходимым знать историю простолюдинов. Чем же она полезна рядовым жителям страны? Ответ любопытен: простых граждан история, считал Николай Михайлович, “мирит с несовершенством видимого порядка вещей, как с обыкновенным явлением во всех веках, утешает в государственных бедствиях, свидетельствуя, что и прежде бывали подобные, бывали еще ужаснейшие, и государство не разрушилось”. Но Карамзин ставил перед историей и новое требование, оказавшееся непосильным для большинства ученых и предшествующего и нынешнего столетия. Его можно назвать эстетическим. История должна доставлять удовольствие, наслаждение. Именно поэтому он придавал такое исключительное значение искусству изложения.

133. Последним незаконченным произведением в стихах Николая Карамзина была богатырская сказка «Илья Муромец», после чего он взялся за историю.

134. «Народ, презиравший свою историю, презрителен, ибо легкомыслен – предки были не хуже его» - убеждение Николая Карамзина.

135. Николай Михайлович, ратуя за то, «чтобы люди младые читать с увлечением могли», стал одним из редакторов первого русского журнала для подростков – «Детское чтение для сердца и разума». В этом издании печатались лучшие произведения писателей-классиков, рассказы о природе, рассказы по истории, рассказы о детях, занятные задачки об окружающем мире…

136. Николай Михайлович Карамзин работая над «Историей» нашел Остромирово Евангелие 1056 — 1057 года (это и поныне древнейшая из датированных русских книг), Ипатьевская, Троицкая летописи. Судебник Ивана Грозного, произведение древнерусской литературы "Моление Даниила Заточника", новую летопись — Волынскую и много чего еще.

137. Для написания «Истории» Николай Карамзин буквально прочесывает все архивы и книжные собрания Синода, Эрмитажа, Академии наук, Публичной библиотеки, Московского университета, Александро-Невской и Троице-Сергиевой лавры. По его просьбе ищут в монастырях, в архивах Оксфорда, Парижа, Венеции, Праги и Копенгагена. И сколько всего нашлось!

138. Николай Карамзин пишет о руской литературе 18 века другу: "Я лишен удовольствия читать много на родном языке. Мы еще бедны писателями. У нас есть несколько поэтов, заслуживающих быть читанными". Конечно, писатели уже есть, и не кое-кто, а Ломоносов, Фонвизин, Державин, но значительных имен не более десятка. Неужто талантов мало? Нет, они есть, но дело стало за языком: не приспособился пока русский язык передавать новые мысли, новые чувства, описывать новые предметы.

139. Н.М. Карамзин был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова, юного Пушкина.

140. «Бедная Лиза » Н.Карамзина первый бесстселер русской литературы. В течение десяти лет повесть переиздавалась десять раз. Тираж составил брлее 1000 экз., что по тем временам баснословно много. Но всеже экземпляров не хватало и ее переписывали от руки.

141. Руссо, Ричардсон, Сервантес, Вольтер – на книгах этих писателей воспитывался Карамзин.

142. Сказку «Дремучий лес» Н. Карамзин сочинил за один день на следующие заданные слова: балкон, лес, шар, хижина, лошадь, луг, малиновый куст, дуб, Оссиан, источник, гроб, музыка. Читать.

143. В 1810 году Карамзин едва не стал жертвой интриг П. И. Голенищева-Кутузова, попечителя московского университета. Голенищев-Кутузов в доносе на имя министра просвещения Разумовского писал о том, что сочинения Карамзина наполнены ядом вольнодумства и якобинства. Доносчик писал, что Карамзина необходимо демаскировать как вредного обществу человека. Донос был оставлен без последствий, но вскоре последовал новый. На этот раз Голенищев-Кутузов объявил Карамзина французским шпионом. Этот донос тоже был опровергнут.

144. В.Г. Белинский писал "Главная заслуга Карамзина как историка России состоит совсем не в том, что он написал истинную историю России, а в том, что он создал возможность в будущем истинной истории России. Были и до Карамзина опыты написать историю, но тем не менее для русских история их отечества оставалась тайною, о которой так или сяк толковали одни ученые и литераторы. Карамзин открыл целому обществу русскому, что у него есть отечество, которое имеет историю, и что история его отечества должна быть для него интересна, и знание ее не только полезно, но и необходимо. Подвиг великий!"

145. Вскоре после отъезда за границу, Николай Карамзин начинает испытывать свои силы в стихотворстве; ему нелегко давалась рифма, и в стихах его совсем не было так называемого парения, но и здесь слог его ясен и прост. Его "Осень" в свое время поражала необыкновенной простотой и изяществом. https://www.youtube.com/watch?v=w2717W6zFO4

146. При Павле I Николай Карамзин готов был покинуть литературу и искал душевного отдыха в изучении итальянского языка и в чтении памятников старины. С начала царствования Александра I-го Карамзин, оставаясь по-прежнему литератором, занял беспримерно высокое положение: он стал не только "певцом Александра" в том смысле, как Державин был "певцом Екатерины", но явился влиятельным публицистом, к голосу которого прислушивалось и правительство, и общество.

147. Имен­но Николай Ка­рам­зин в ма­лень­кой, без под­пи­си за­мет­ке в Гам­бург­ском жур­на­ле впер­вые упо­мя­нул о «Слове о полку Иго­ре­ве» как о па­мят­ни­ке, ко­то­рый можно со­по­ста­вить с са­мы­ми вы­да­ю­щи­ми­ся па­мят­ни­ка­ми ми­ро­вой куль­ту­ры.

148. Полное собрание стихов Н.Карамзина http://rvb.ru/18vek/karamzin/1bp/toc.htm

149. Первая жена Карамзина Е. И. Протасова умерла через год после свадьбы. Вторым браком Карамзин был женат на сводной сестре П. А. Вяземского, Е. А. Колывановой (1804), с которой прожил счастливо до конца дней, найдя в ней не только преданную жену и заботливую мать, но и друга и помощника в исторических занятиях.

150. Интерес к истории мировой и отечественной, древней и новой, событиям сегодняшнего дня превалирует в публикациях первого в России общественно-политического и литературно-художественного журнала «Вестник Европы». Он опубликовал здесь и несколько сочинений по русской средневековой истории («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода», «Известие о Марфе Посаднице, взятое из жития св. Зосимы», «Путешествие вокруг Москвы», «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице» и др.), свидетельствующих о замысле масштабного исторического труда, а читателям журнала предлагались отдельные его сюжеты, что позволяло изучать читательское восприятие, совершенствовать приемы и методы исследования, которые затем будут использованы в «Истории государства Российского».

151. Об английском парламентаризме Карамзин был не слишком восторженного мнения (возможно, идя по стопам Руссо), но очень высоко ставил тот уровень цивилизованности, на котором находилось английское общество в целом.

152. С самого раннего детства начал читать книги из библиотеки своей матери, французские романы, «Римскую историю» Ш. Роллена, сочинения Ф. Эмина и др.

153. Все 3000 экземпляров "Истории Государства Российского" первого издания разошлись за 25 дней.

154. В 1824 Карамзин стал действительным статским советником.

155. Откликом Карамзина на переворот 11 марта 1801 года и восшествие на престол Александра I стало воспринимавшееся как собрание примеров молодому монарху «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» (1802), где Карамзин выразил свои взгляды о существе монархии в России и обязанностях монарха и его подданных.

156. Деятельность Карамзина сделала сентиментализм ведущим направлением русской литературы, а самого писателя – призванным лидером этого направления. Сборники, изданные им, ознаменовали начало эпохи сентиментализма в русской литературе.

157. Карамзин являет собой едва ли не единственный в истории отечественной культуры пример человека, о котором у современников и потомков не осталось каких-либо двусмысленных воспоминаний. Уже при жизни историограф воспринимался как высочайший нравственный авторитет; это отношение к нему остается неизменным до сих пор.

158. Значительное место в наследии Карамзина занимают произведения, посвященные истории и современному состоянию Москвы. Многие из них стали результатом прогулок по Москве и поездок по ее окрестностям. Среди них — статьи «Исторические воспоминания и замечания на пути к Троице», «О московском землетрясении 1802 года», «Записки старого московского жителя», «Путешествие вокруг Москвы», «Русская старина», «О легкой одежде модных красавиц девятого-надесять века».

159. С Н. И. Плещеевой Н. Карамзина долгие годы связывала нежная платоническая дружба.

160. Постепенно интересы Карамзина смещаются из области литературы в область истории. В 1803 году он публикует повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», а в следующем году писатель практически прекращает литературную деятельность, сосредоточившись на создании фундаментального труда «История государства Российского».

161. Работа над «Историей государства Российского» заняла без остатка последние 23 года жизни Карамзина.

162. Первые восемь томов «Истории государства Российского» породили неслыханный ажиотаж. Ни одно сочинение Карамзина до этого не имело такого потрясающего успеха. «Все, — вспоминал Пушкин, — даже светские женщины, бросились читать историю своего отечества, дотоле им неизвестную».

163. «История» Карамзина не была первым описанием истории России, до него были труды В. Н. Татищева и М. М. Щербатова. Но именно Карамзин открыл историю России для широкой образованной публики.

164. А.С. Пушкин назвал его труд не только созданием великого писателя, но и «подвигом честного человека».

165. В 1792 году Н. М. Карамзин перевёл замечательный памятник индийской литературы (с английского) — драму «Сакунтала» («Шакунтала»), автором которой является Калидаса.

166. Некоторыми филологами считается, что современная русская литература ведёт свой отсчёт с книги Карамзина «Письма русского путешественника».

167. «Влияние Карамзина на литературу можно сравнить с влиянием Екатерины на общество: он сделал литературу гуманною», — писал А. И. Герцен.

168. Карамзин скончался в Санкт-Петербурге, в результате осложнений после перенесенного воспаления легких. Похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.

169. Именем писателя названы: Проезд Карамзина в Москве, Областная клиническая психиатрическая больница в Ульяновске. В Ульяновске установлен памятник Н. М. Карамзину.

Карамзинская общественная библиотека в Симбирске, созданная в честь знаменитого земляка, открылась для читателей 18 апреля 1848 года.

170. Проза и поэзия Карамзина оказали решительное влияние на развитие русского литературного языка. Карамзин целенаправленно отказывался от использования церковнославянской лексики и грамматики, приводя язык своих произведений к обиходному языку своей эпохи и используя в качестве образца грамматику и синтаксис французского языка.

171. Изменения в языке, предлагаемые Карамзиным, вызвали бурную полемику в 1810-х годах. Писатель А. С. Шишков при содействии Державина основал в 1811 году общество «Беседа любителей русского слова», целью которого была пропаганда «старого» языка, а также критика Карамзина, Жуковского и их последователей. В ответ в 1815 году образовалось литературное общество «Арзамас», которое иронизировало над авторами «Беседы» и пародировало их произведения. Членами общества стали многие поэты нового поколения, в том числе Батюшков, Вяземский, Давыдов, Жуковский, Пушкин. Литературная победа «Арзамаса» над «Беседой» упрочила победу языковых изменений, которые ввёл Карамзин.

Несмотря на это, позже произошло сближение Карамзина с Шишковым, и, благодаря содействию последнего, Карамзин в 1818 году был избран членом Российской академии.

172. Карамзин ввёл в русский язык множество новых слов — как неологизмов («благотворительность», «вольнодумство», «достопримечательность», «ответственность», «подозрительность», «промышленность», «утончённость», «первоклассный», «человечный»), так и варваризмов («тротуар», «кучер»).

173. "Московский Журнал", имевший по тем временам весьма значительный успех: уже в первый год у него было 300 "субскрибентов", журнал, не имевший штатных работников и наполнявшийся самим Карамзиным, просуществовал до декабря 1792.

174. С помощью «Московского журнала» Карамзин намеревался знакомить соотечественников с русской и зарубежной литературой, прививая вкус к лучшим образцам поэзии и прозы, представлять «критические рассматривания» выходящих книг, сообщать о театральных премьерах и обо всем другом, что связано с литературной жизнью в России и Европе.

175. До Карамзина в русском обществе распространено было твердое убеждение, что книги пишутся и печатаются для одних «ученых» и потому содержание их должно быть как можно более важным и дельным. На деле это приводило к тому, что проза получалась тяжелой и скучной, а язык ее — громоздким и велеречивым.

176. Складно и интересно написанный «Московский журнал» с успехом прививал вкус к чтению и стал тем изданием, вокруг которого впервые объединилась читающая публика. Он стал знаменательным явлением и по многим другим причинам. Помимо своих собственных сочинений и творений известных русских писателей, кроме критического разбора произведений, бывших у всех на слуху, Карамзин помещал в нем обширные и подробные статьи об известных европейских классиках: Шекспире, Лессинге, Буало, Томасе Море, Гольдони, Вольтере, Стерне, Ричардсоне. Он же стал родоначальником театральной критики. Разборы пьес, постановок, игры актеров — все это явилось неслыханным новшеством в русской периодике. По словам Белинского, Карамзин первый дал русской публике истинно журнальное чтение. Это была реформа огромной важности — можно сказать, наш современный литературный язык впервые зародился на страницах журнала Карамзина.

177. В художественной литературе того времени продолжали употребляться многие старославянские слова, давно уже вышедшие из употребления. Карамзин первым из русских прозаиков сменил тон своих произведений с торжественного и поучающего на задушевно-располагающий. Он также совершенно отказался от высокопарного вычурного стиля и стал пользоваться живым и естественным языком, приближенным к разговорной речи.

178. Награды писателя: Почётный член Императорской Академии наук (1818), действительный член Императорской Российской академии (1818). Кавалер орденов Св. Анны 1-й степени и Св. Владимира 3-й степени.

179. После ареста сатирика и издателя масонского кружка Н.И. Новикова и печати оды "К милости", Карамзин едва не попал под следствие по подозрению в том, что за границу его отправили масоны. В 1793-1795 большую часть времени провел в деревне.

180. Масонскими наставниками Карамзина были И. С. Гамалея и А. М. Кутузов.

181. Для редакции первого в России частного литературно-политического журнала "Вестник Европы" Карамзин выписывал 12 лучших иностранных журналов.

182. К сотрудничеству в журнале "Вестник Европы" Карамзин привлекал Г.Р. Державина, Хераскова, Дмитриева, В.Л. Пушкина, братьев А.И. и Н.И. Тургеневых, А.Ф. Воейкова, В.А. Жуковского. Несмотря на многочисленный состав авторов, Карамзину приходилось много работать самостоятельно и, чтобы его имя не так часто мелькало перед глазами читателей, он изобретал массу псевдонимов.

183. Девиз журнала "Вестник Европы" был "Россия есть Европа". В нём были поставлены задачи формирования национального самосознания путем усвоения Россией цивилизационного опыта Запада и, в особенности, опыта новоевропейской философии (от Ф.Бэкона и Р.Декарта до И.Канта и Ж.-Ж.Руссо).

184. В 1802 году Карамзин становится популяризатором Бенджамина Франклина в России.

185. 12 том "Истории..." так и не был дописан (после смерти Карамзина его издал Д.Н. Блудов).

186. Общественный прогресс Карамзин связывал с успехами просвещения, развитием цивилизации, совершенствованием человека. В этот период писатель, в целом находясь на позициях консервативного западничества, положительно оценивал принципы теории общественного договора и естественного права.

187. Карамзин являлся сторонником свободы совести и утопических идей в духе Платона и Т. Мора, считал, что во имя гармонии и равенства граждане могут отказаться от личной свободы. По мере роста скепсиса в отношении утопических теорий у Карамзина крепло убеждение в непреходящей ценности индивидуальной и интеллектуальной свободы.

188. «Бедная Лиза» - это небольшое сочинение, занявшее всего несколько страниц, стала настоящим открытием для нашей молодой литературы. Жизнь человеческого сердца, впервые так ярко развернувшаяся перед читателями, была для многих из них ошеломляющим откровением. Простая, и, в общем, незамысловатая история любви простой девушки к богатому и легкомысленному дворянину, закончившаяся ее трагической гибелью, буквально потрясала современников, которые зачитывались ей до самозабвения. В повести «Бедная Лиза» Карамзин утверждал самоценность человеческой личности как таковой вне зависимости от сословной принадлежности. Именно здесь, впервые в русской литературе, состоялось открытие душевного мира человека.

189. Новаторство Карамзина проявилось и в другой области: он опубликовал одну из первых русских исторических повестей «Наталья, боярская дочь», которая служит как бы мостиком от «Писем русского путешественника» и «Бедной Лизы» к поздним произведениям Карамзина — «Марфе Посаднице» и «Истории государства Российского». Сюжет «Натальи», разворачивающийся на фоне исторической обстановки времен царя Алексея Михайловича, отличается романтической остротой. Здесь есть все — внезапная любовь, тайное венчание, бегство, поиски, возвращение и счастливая жизнь до гробовой доски.

190. Карамзин призывал к освоению европейского философского наследства во всем его многообразии — от Р. Декарта до И. Канта и от Ф. Бэкона до К. Гельвеция.

191. В социальной философии он был поклонником Дж. Локка и Ж. Ж. Руссо. Придерживался убеждения, что философия, избавившись от схоластического догматизма и спекулятивной метафизики, способна быть "наукою природы и человека".

192. Истинный патриотизм, считал Карамзин, обязывает гражданина любить свое отечество, невзирая на его заблуждение и несовершенства.

193. Карамзин занял важное место в истории русской культуры благодаря удачно сложившимся для него обстоятельствам, а также своему личному обаянию и эрудиции.

194. В 1818 году было написано историко-литературное сочинение: "Записка о московских достопамятностях" (первый культурно-исторический путеводитель по Москве и ее окрестностям).

195. Историческое назначение русского самодержавия Карамзин усматривал в поддержании общественного порядка, стабильности. С патерналистских позиций писатель оправдывал крепостное право и социальное неравенство в России.

196. В 1790-х годах он был вдохновителем движения за раскрепощение русской прозы, находившейся в стилистической зависимости от церковнославянского богослужебного языка.

197. В исторической повести «Марфа Посадница, или Покорение Новгорода» утверждалась неизбежность победы самодержавия над вольным городом.

198. Карамзин был сторонником религиозной толерантности, однако, по его мнению, каждая страна должна придерживаться выбранной религии, поэтому в России важно сохранять и поддерживать Православную Церковь.

199. Католическую Церковь Карамзин рассматривал как постоянного противника России, стремившегося «насадить» новую веру. По его мнению, контакты с Католической Церковью только наносили ущерб культурной самобытности России.

200. Наибольшей критике Карамзин подверг иезуитов, в частности за их вмешательство во внутреннюю политику России в период Смутного времени начала XVII в.

201. Письма Карамзина:

к А.Ф. Малиновскому" (издано в 1860),

к И.И. Дмитриеву (издано в 1866),

к Н.И Кривцову,к князю П.А. Вяземскому (1810-1826; издано в 1897),

к А.И Тургеневу (1806-1826; издано в 1899),

переписка с императором Николаем Павловичем (издано в 1906).

202. В 2000 году Слава Цукерман — русско-американский кинорежиссёр, сценарист и кинопродюсер - снимает американский художественный фильм «Бедная Лиза» с участием звезд Бена Газзарры и лауреата Оскара Ли Грант. «Бедная Лиза» получила Гран-при «Гранатовый Браслет» на VII Российском кинофестивале «Литература и кино» в Гатчине, а в апреле 2001 — приз за лучшую режиссуру на фестивале «Кинотавр» в Нью-Йорке.

203. В 2007-2013 году режиссёр Валерий Бабич снимает и выпускает сериал История государства Российского — Istorija gosudarstva Rossijskogo.

Страна: Украина

Жанр: документальный

Продолжительность: 500+ выпусков

Перевод: Украинский, Русский (Оригинал)

 

В ролях: Юрий Шевчук

 

Описание Сериала: Эта историческая телекартина создана на основе одноименного фундаментального 12-томного труда знаменитого русского историка Николая Карамзина. Каждая из серий, которая будет длиться 4 минуты, выполнена в технике трехмерной компьютерной анимации. Сериал охватывает огромный исторический период от Славянской Руси до Смутного времени.

204. Его род происходил от крымских татар, его отец был средним помещиком, офицеров в отставке, мать умерла, когда Николай Михайлович был еще совсем ребенком. Его воспитанием занимался отец, привлек также гувернеров и нянек. Карамзин провел в имении все детство, получил отличное домашнее образование, прочитал почти все книги в обширной библиотеке своей матери.

205. Любовь к зарубежной прогрессивной литературе оказала большое влияние на его творчество. Будущий литератор, публицист, известный критик, почетный член Академии наук, историограф и реформатор русской словесности, обожал читать Ф. Эмина, Роллена и других европейских мастеров слова.

206. После получения домашнего образования Карамзин поступил в дворянский пансион в Симбирске, в 1778 году отец пристроил его в армейский полк, что дало Карамзину возможность учиться в самом престижном Московском пансиону при Московском университете. Заведовал пансионом И.И. Шаден, под его чутким руководством Карамзин изучал гуманитарные науки, а также посещал лекции в университете.

207. Отец был уверен в том, что Николай должен продолжить служить отчизне в армии, а потом Карамзин оказался на действительной службе в Преображенском полку. Военная карьера не привлекала будущего писателя, и он почти сразу же взял годичный отпуск, а в 1784 году получает указ об увольнении в отставку в чине поручика.

208. Карамзин был одним из фундаменталистов русского сентиментализма, реформировал русский язык, добавил много новых слов в лексику. Был одним из первых создателей комплексного обобщающего труда по истории России.

209. Карамзин, книги которого никого не оставили равнодушным, в ответ на критику всегда был сдержан, спокойно воспринимал как насмешки, так и похвалу.

210. Сочинение ученика

Сопоставительный анализ Лизы и Аннушки из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза» и главы «Едрово» А.Н. Радищева («Путешествие из Петербурга в Москву»)

Лиза из повести Карамзина живёт в одной из подмосковных деревень с матерью, берётся за любую работу, чтобы прокормить семью, так как отец её, добрый и трудолюбивый крестьянин, умер. Она заботится о матушке, следует её советам: ничего не брать даром, вести себя скромно и честно.

Автор не даёт полного описания внешности Лизы, упоминает о её нежной молодости, редкой красоте и чувствительности. Когда Эраст навещает Лизу, он замечает её аккуратность и деликатность. Красота и целомудрие девушки уже при первой встрече впечатляют молодого дворянина.

Рассказчик из главы «Едрово» тоже говорит о привлекательности крестьянской девушки. Аннушка недоверчиво и сурово отвечает барину, когда разговаривает с ним. По обыкновению своему, дворяне могли позволить себе оскорбительные шутки, общаясь с деревенскими девушками.

Отец Анюты умер, и живёт она с матерью и сестрой. Семья имеет пять лошадей, три коровы, мелкий скот и птицу. Трудно справиться с таким хозяйством без мужской силы, без работника. И поэтому девушка мечтает выйти замуж за крестьянина, привыкшего к труду. Но за жениха просят сто рублей, и тот вынужден ехать на заработки в столицу. Когда рассказчик предлагает деньги, мать и жених отказываются их взять. Благородство крестьян удивляет повествователя, и долго он вспоминает своё знакомство с Аннушкой, которая "всем взяла", "перед ней все плюнь": она мастерица плясать, а как пойдёт в поле жать – загляденье.

У Лизы и Аннушки разные черты характера. Героиня Карамзина более открыта и доверчива, чем Анюта. Лиза скрывает от матери любовь к Эрасту, а ведь раньше доверяла ей самые сокровенные тайны. Она оказывается беззащитной, когда её предают любимый человек, страдает, пытается вернуть расположение Эраста, но "нежная страсть" приводит её к гибели.

Могла ли Аннушка поступить так, как Лиза? Нет, она бы не откупилась от матери, передав её десять империалов, не бросилась бы в пруд, чтобы скрыть свой грех. Аннушка слишком хорошо знает господ, которые могут обмануть и обесчестить крестьянскую девушку, чтобы доверять им. Она держит себя строго и упрекает рассказчика, который заигрывает с ней. Аннушка выбирает себе в мужья ровню: "Меня было сватали в богатый дом за парня десятилетнего, но я не захотела". Она отказывает трём молодцам. кто к ней сватался: "Иван всех отбоярил, они и тем и сем, но не тут-то". Мать Аннушки не берёт деньги потому, что приданого даром не дают, да и люди мало ли о чём подумают.

Карамзин пишет о Лизе, называя её "бедной", неслучайно: он сочувствует её горю, сожалеет о несчастной судьбе. А Радищев восхищается откровенностью и целомудрием Аннушки.

211. Как литератор Николай Михайлович на собственном примере показал, что настоящий писатель должен быть неподкупным и независимым в своих суждениях.

212. В 1798 году Карамзин писал Дмитриеву: «Пока не выдаю собственных своих безделок, хочу служить публике собранием чужих пиес, писанных не совсем обыкновенным русским, то есть не совсем пакостным слогом».

213. В 1788 году опубликован перевод трагедии Лессинга «Эмилия Галотти».

214. 1 сентября 1812 года выехал из Москвы в Нижний Новгород за несколько часов до вступления французов.

215. Кавалер ордена Св. Анны 1-й степени.

216. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

217. «Честь должна быть главною наградою!» (Из «Записки о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях»).

218. Подобно как в саду, где роза с нежным крином,

Нарцисс и анемон, аврикула с ясмином

И тысячи цветов Пестреют на брегу кристальных ручейков,

Не знаешь, что хвалить, над чем остановиться,

На что смотреть, чему дивиться, - Так я теряюсь в красотах

Прелестных ваших душ (Из «Послания к женщинам»).

219. Кукольная постановка повести Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»(мультфильм, СССР, 1978 г., 19 мин., режиссёр И. Гаранина)

220. Вяземский П. А. о Карамзине:

«Сперва попыткою искусства

На новый лад настроив речь,

Успел он мысль свою из чувства

Прозрачной прелестью облечь.

Россия речью сей пленилась,

И с новой грамотой в руке

Читать и мыслить приучилась

На карамзинском языке».

221. Проза Н.М.Карамзина:

Письма русского путешественника, 1791-1792

Прекрасная царевна и счастливый карла, 1792

Юлия, 1796

Чувствительный и холодный, 1803

О дружбе, 1827

Евгений и Юлия, 1789

Бедная Лиза, 1792

Наталья, боярская дочь, 1792

Сиерра-Моррена, 1793

Остров Борнгольм, 1793

Марфа-посадница, или Покорение Новагорода, 1802

Рыцарь нашего времени, 1803

222. Публицистика Н.М.Карамзина:

Заключение, 1792

Что нужно автору?, 1794

Мелодор к Филалету, 1794

Филалет к Мелодору, 1794

О богатстве языка, 1795

Моя исповедь, 1802

О любви к отечеству и народной гордости, 1802

Политика, 1802

Приятные виды, надежды и желания нынешнего времени, 1802

О Похитителях, 1802

Всеобщее обозрение, 1802

Мысли об уединении, 1802

О случаях и характерах в российской истории, которые могут быть предметом художеств, 1802 Исторические воспоминания и замечания на пути къ Троице, 1802

Падение Швейцарии, 1802

Письмо сельского жителя, 1803

Известие о Марфе-посаднице, взятое из жития св. Зосимы, 1803

Статьи из «Вестника Европы», 1804

Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях, 1811

Записка о Н. И. Новикове, 1818

Речь, произнесенная на торжественном собрании Императорской Российской Академии 5 декабря 1818 года, 1818

Мысли об истинной свободе, 1826

223. В Ульяновске есть улица Карамзинская и переулок Карамзина. Аэропорту «Ульяновск-Центральный» в 2011 году присвоено имя Н. М. Карамзина.

224. В план выпуска в обращение памятных и инвестиционных монет в 2016 году Банка России в серии «Выдающиеся личности России» вошёл выпуск двухрублевой монеты из серебра 925 пробы, тиражом до 3 тысяч экземпляров.

225. В 1991 году по инициативе ульяновских краеведов пассажирский теплоход Московского речного пароходства получил имя «Николай Карамзин».

226. К юбилею Карамзина приурочено создание сайта «KARAMZIN250.RU», а также организация общественно-гуманитарного Всероссийского Карамзинского движения с целью сохранить и приумножить историческую память и культурное наследие страны.

227. Мировоззрение Карамзина, переживавшее на протяжении его жизни существенную эволюцию, развивалось в сложном притяжении к двум идейно-теоретическим полюсам: утопизму и скептицизму – и в отталкивании от них.

228. В 1790 году возвратился из Лондона в Петербург. Познакомился с Г. Р. Державиным.

229. Карамзин придерживался ограничений в еде. Об этом факте вспоминал живший долгие годы в одном доме с Карамзиным брат его жены П. А. Вяземский: «Карамзин был очень воздержан в еде и питии. Возвратясь с утренней прогулки, он выпивал две чашки кофе, за ним выкуривал трубку табаку. За обедом начинал он с варёного риса, которого тарелка стояла всегда у прибора его, и часто смешивал его с супом. Выпивал рюмку портвейна и стакан пива. Вечером, около 12-ти часов, съедал он непременно два печёных яблока».

230. В 1810 году Карамзин едва не стал жертвой интриг П. И. Голенищева-Кутузова, попечителя московского университета. Голенищев-Кутузов в доносе на имя министра просвещения Разумовского писал о том, что сочинения Карамзина наполнены ядом вольнодумства и якобинства. Доносчик писал, что Карамзина необходимо демаскировать как вредного обществу человека. Донос был оставлен без последствий, но вскоре последовал новый. На этот раз Голенищев-Кутузов объявил Карамзина французским шпионом. Этот донос тоже был опровергнут.

231. Кавалер ордена Св. Владимира 3-й степени.

232. «Путешествие питательно для духа и сердца нашего. Путешествуй, ипохондрик, чтобы исцелиться от своей ипохондрии! Путешествуй, мизантроп, чтобы полюбить человечество! Путешествуй, кто только может!» (Из «Писем русского путешественника»).

233. Переводы:

Юлий Цезарь (Шекспир/Карамзин), 1786

Сакунтала (Калидаса/ Карамзин), 1792

О предрассудках в отношении к гражданскому обществу и политике, 1803

Слово о полку Игореве (пересказ Карамзина), 1816

234. В Великом Новгороде на памятнике «1000-летие России» среди 129 фигур самых выдающихся личностей в российской истории (на 1862 г.) есть фигура Н. М. Карамзина.

235. «Карамзинистами» были В. А. Жуковский, К. Н. Батюшков, молодой А. С. Пушкин.

236. Карамзин утверждал, что благополучие России может быть обеспечено лишь незыблемостью самодержавного строя.

237. Надежда Кондакова "Карамзин":

И встретил взглядом сумрачным Аттилы

Его тот город, хмурый и больной,

Где Азия Европу развратила

Бессмысленною удалью степной.

 

Где верный сын времен Екатерины,

Уже в надежде славы и добра,

Над кружевною свечкой стеаринной

Не Пугачева выбрал, а Петра.

 

Когда бы всем дано на белом свете

Так было выбирать - на век вперед,

Что б нам потом сказали наши дети,

Когда сказать настал бы их черед?

238. В Пензе нашли неизвестное письмо Карамзина http://tass.ru/kultura/219578236

239. На портале Президентской библиотеки доступны такие издания, как «Историческое похвальное слово Екатерине Второй» 1802 года http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=131101

240. Знаменитый русский историк С.М.Соловьев однажды вспоминал: «Попала мне в руки История Карамзина, до тринадцати лет, то есть до поступления моего в гимназию, я прочел ее не менее двенадцати раз...»

241. Критика:

«Эмилия Галотти». Трагедия в пяти действиях, сочиненная г.

Лессингом; перевод с немецкого языка, 1791

О сравнении древней, а особливо греческой, с немецкою и новейшею литературою. Сочинение Гроддека, доктора философии, 1791

Философа Рафаила Гитлоде странствования в Новом Свете и описание любопытства достойных примечаний и благоразумных установлений жизни миролюбивого народа острова Утопии. Перевод с английского языка. СочинениеТомаса (Моруса). В Санкт-Петербурге у Шнора 1790 года, 1791

Гольдониевы записки, заключающие в себе историю его жизни и театра, 1791

«Генриада», 1791

«Неистовый Роланд», 1791

«Сид», 1791

«Опыт нынешнего естественного, гражданского и политического

состояния Швейцарии; или письма Вильгельма Кокса», 1791

Достопамятная жизнь девицы Клариссы Гарлов, 1791

От издателя к читателям, 1791

Об издании «Московского журнала», 1791

<О Стерне>, 1792

(О Калидасе и его драме «Саконтала»), 1792

Драматические начертания древней северной мифологии, 1792

«Кадм и Гармония, древнее повествование, в двух частях», 1792

«Виргилиева Энеида, вывороченная наизнанку», 1792

Нечто о науках, искусствах и просвещении, 1793

(«Находить в самых обыкновенных вещах пиитическую сторону»), 1797

Несколько слов о русской литературе, 1797

242. Карамзинская общественная библиотека в Симбирске создавалась в честь и память знаменитого земляка, первого русского историографа Н. М. Карамзина и открылась для читателей 18 апреля 1848 г. Библиотека занимала три комнаты в левом крыле здания Дворянского собрания.

243. Основу книжных богатств Карамзинской общественной библиотеки составили 2325 т. личной библиотеки Николая Михайловича Языкова. Они были переданы после смерти поэта его братьями — Петром и Александром, принимавшими самое деятельное участие в учреждении библиотеки в Симбирске.

244. Мемориальная экспозиция «Карамзинская общественная библиотека» входит в структуру отдела редких книг и рукописей Ульяновской областной научной библиотеки, её фонды доступны для пользователей библиотеки в режиме работы читального зала отдела. Экскурсионное обслуживание осуществляется по предварительной договоренности.

245. В 1848 г. вдова писателя Е. А. Карамзина передала в дар Карамзинской библиотеке несколько десятков томов сочинений Н.М. Карамзина.

246. «Жизнь мила, - писал Карамзин, - когда человек счастлив домашними и умеет работать без скуки».

247. Профессор М.Н.Погодин так описывал кабинет Карамзина: «Голые штукатуренные стены, широкий сосновый стол, простой деревенский стул, несколько козлов с наложенными досками, на которых раскладены рукописи, книги, тетради, бумаги; не было ни одного шкафа, ни кресла, ни дивана, ни этажерки, ни пюпитра, ни ковров, ни подушек. Несколько ветхих стульев около стен в беспорядке».

248. Николая Михайловича привлекали жилища людей, исторические памятники, фабрики, университеты, уличные гуляния, трактиры, деревенские свадьбы.

249. Друг Карамзина и бывший учитель юного императора М.Н. Муравьев походатайствовал о том, чтобы Николая Михайловича назначили на должность придворного историографа.

250. У Карамзина была орденская лента, к которой он, однако, всегда относился с легкой иронией и юмором.