Взаимопомощь помогала выжить
С чего начать? С 1941 года? Нет, в памяти всплыло более раннее время. Наверное, это 1937-1938 год? Помню, что очень хотелось есть, плакала, а мама пыталась успокоить, пока все красивые корешки от брюквы не съем. Не помогало. Сижу и плачу: «Есть хочу!». Вскоре вернулся отец, которые кое-какие вещи из одежды менял на хлеб (ходил по другим деревням). Помню эту булку хлеба, принесенную отцом – круглая, выпечка на поду.
Теперь хочется рассказать о моем отце Спиридонове Федоре Терентьевиче, 1889 г.р. По словам мамы, он был настоящим коммунистом. Когда начали строить «коммуны», в деревнях это происходило, когда обобществляли все имущество, начиная с животных (коровы, кони, куры и пр.) до личной одежды. Все становилось общим, складывалось в общие склады. И вот мой отец был председателем коммуны, всегда был на первом плане работы, подавал пример молодым коммунарам, как жить справедливо, трудясь для всего коллектива.
Мама рассказывала, что, бывало, придет и говорит: «Мать, сегодня некому работать на свинарнике, иди трудись». И маме приходилось работать намного больше, чем кому-либо, только потому, что она – жена председателя, нужно быть впереди всех во всем. Праздники в коммуне были очень хорошими. Приезжали гости из других деревень. Отец сначала поздравлял всех, а потом говорил: «Ну, гости дорогие, угощайтесь, пойте, танцуйте. Но только, чтоб слова плохого от вас никто не услыхал. Иначе запрягать коня придется. В повозку такого гостя уложить и выпроводить сквернослова восвояси».
Но время коммун ушло в прошлое, началось время колхозов. Мой отец стал председателем колхоза. Время было трудное, механизмов в деревне почти не было, и, наверное, поэтому в колхозе «Просвет» сочинили такую частушку: «Колхоз «Просвет» в один плуг пашет, а Спиридонов на меже «Сербиянку» пляшет».
Потом – время «ежовщины», отец был арестован и заключен в тюрьму. Специально его поместили в одну камеру с конокрадами, которых отец в свое время посадил за кражу колхозных коней. А теперь он оказался с ними в одной камере, где эти воры издевались над ним физически. Вернувшись из тюрьмы, отец отказался от работы председателя колхоза и стал работать кузнецом. Перед самой войной народ стал жить лучше. Голода уже не было. В колхозе построили детский сад, куда я ходила. Но только в предвоенные годы было ясно, что война все-таки грядет: когда у мамы умерли два сынка от менингита, мама плакала, а отец говорил: «Не плачь, мать, это лучше будет для тебя». Как будто знал, что будет война.
Мои первые воспоминания о начавшейся войне
Отец срочно делает санки, чтобы можно было привозить из леса дрова, хворост. А мама сушила сухари и готовила сумку, чтобы отправить отца на войну. Помню, забежала соседка из конторы колхоза со словами: «Федор, собирайся!». Мама со слезами провожает отца из дома, а меня он взял на руки и пошел к саням, где уже сидели другие мужчины-колхозники. Это был январь 1942 года. До этого, осенью 1941 года, ушла на фронт моя старшая сестра Василиса Васильевна, 1924 г.р. Она всю войну была на передовой, выносила из боя раненых. Сама была ранена неоднократно, но вернулась домой в 1945 году. Уходили на войну все мужчины. Помню, как возле женщин, работающих на току, остановилась телега, на которой ехали несколько человек, отправляющихся на фронт. Они хотели попрощаться и уехали навсегда. Никто из них не вернулся домой после войны.
Вернулся только сосед-единоличник, то есть не колхозник. Он рассказал маме, что на сборном пункте предлагал нашему отцу попроситься в трудармию, поскольку уже не очень молодой. Но отец сказал, что будет как все. От отца мы получили всего одно письмо-треугольник, отправленное им с дороги на фронт. Всё. Потом получили справку о его гибели в 1942 году.
Война. Жили мы очень голодно. Одно спасенье – это корова. Молоком делились с соседями, когда у них коровы не давали молока. Питались всем, что росло (разные корешки, паслен и пр.). Мама работала сутками: охраняла ночью склад колхозный с пшеницей, днем увозила на молокозавод молоко из деревни, косила сено, готовила дрова на зиму и пр. А после возвращения с молокозавода ее ждали наши соседки, она привозила «почту», письма с войны. И в нашу избу к приезду мамы приходили все женщины в надежде получить весточку с фронта. Получали больше «похоронки» – слезы, рыданья всем колхозом! И снова работа. И работа у всех женщин. Пахали на коровах (коней не было, всех отправили на фронт). А мы, дети, были как все. Хлеба не было, питались этой картошкой, которую находили весной из-под снега, делали из этой гнилой мороженой картошки лепешки, а хлеб стряпали из лебеды, конского щавеля (рассыпался этот хлеб, но есть можно было). Собирали колоски, сдавали в колхоз. Детям хотелось что-нибудь сладкого, но сладкого, увы, не было. На околице росла большая желтая верба, она была сладковатая на вкус. Всю вербу дети обсосали – так хотелось сладкого!
Ели щавель в лесу, дикий лук и пр. А ходили только босиком, обуви не было. Научились ходить босиком по стерне, знали, как надо ставить ноги, чтоб стерня не колола ступни. А в многодетных семьях дети сидели зимой на печи – не было обуви – выскочит бывало кто-нибудь из них на улицу на снег и через минуту – назад и на печь!
Школа была из одной комнаты. В одной комнате сразу 4 класса, в одном ряду – первый класс, в другом – второй и т.д. И все время сидели босиком, а на ногах – «цыпки» – ссадины. А зимой приходили в школу кто в чем мог. На каждый класс был один учебник, бегали друг к другу или садились учить вместе с подружкой. И учились! И помогали друг другу. Пришли, помню, однажды ко мне друзья, позвать с ними в лес за ягодами, а я говорю: «Не могу, еще не прополола грядку». Все ребятишки нагнулись над этой грядкой и мигом сообща всю пропололи. У каждого из детей была своя обязанность: прополоть огород, выгнать корову утром и вечером пригнать ее домой, полить грядку и пр.
Далеко-далеко, видели, пролетали самолеты «тройками» в сторону запада, а дети, сидя на заборе, руками махали им вслед. И всегда, всегда знали, что будет Победа. Даже в самые трудные времена во время войны у всех была уверенность, что будет Победа. В конце войны появилась у детей «импортная» сладость – жмых! (Это подарок второго фронта американцев, нам. И мы радовались этой сладости, с удовольствием грызли кусочки жмыха). В школе не было бумаги, писали на старых разных бумагах, на газетах. Чернил не было. Вместо чернил — на воде разведенная сажа, а у учительницы – сок красной свеклы.
Помню, что я любила рисовать, но не было ни бумаги, ни красок, ничего не было. Рисовала палочкой на влажной земле, на снегу. И впервые увидела алую краску, когда случайно одна девочка уронила кусочек краски на снежную лужу – я замерла, увидев необычный цвет. И вот однажды сидим мы все в классной комнате (1,2,3 и 4-й классы), слушаем свою учительницу, и вдруг распахивается дверь, одна из колхозниц закричала: «Победа!» Что это было! Мы, ученики, с криком «Победа, победа!» бежим по деревне. А председательница нашего колхоза нашла красную ткань, мы сделали флаг и водрузили над правлением колхоза – это красное знамя.
Вернулась с фронта старшая сестра Василиса, очень активно она занималась с детьми, организовывала самодеятельность, ставили спектакли, в которых были «свои» и «немцы». И многое рассказывала о том, что узнала во время войны. Например, о бандеровцах, видимо, воевала на Украине.
И в послевоенные годы трудно жилось народу нашему. Мы снова жили впроголодь, ели, например, кашу, которую называли «каша жуй-плюй» — из-за колючек от овса. А маме однажды вручили подарок-килограмм сахара-песка. Это уже конец войны, время мирное. И хотя жилось нелегко и после войны, с карточками на хлеб, но главным в это очень трудное время был дух народа, взаимопомощь всегда и во всем.
Сейчас по телевизору есть передача «Достояние республики». Считаю, что главное достояние нашей Родины – это ветераны, которые ценой жизни выстояли в войне, и мы, дети войны. Мы жили заботами всего народа, обладали чувством справедливости. И трудились с малых лет, и до сих пор мы подаем пример подрастающему поколению, и передаем самые лучшие черты русского народа.
«Поклонимся великим тем годам…»: воспоминания «детей войны» Иркутской области. – Иркутск : [б. и.], 2018. – С. 168–171.