59

Воспоминания Александры Александровны Хромовских об отце - солдате Великой Отечественной войны Фодлаш Александре Дмитриевиче и о послевоенном детстве.

Годы после войны

В коротком слово «война» так много боли и отчаяния, так много слёз и страда­ний, что многие пожилые люди, только услышав ого, сразу сжимаются, делаются какими-то отстранёнными, словно само слово это бьёт их в самое сердце. Навер­ное, так и ость: всё для них разом стано­вится живо и близко, это хлёсткое слово вновь бросает их в жаркое пламя, из ко­торого им чудом удалось выйти живыми. Слово это до сих пор бьёт по нервам, и от­того большинство стариков очень скупы на воспоминания или вовсе отказываются говорить на эту тему.

Воронка войны втянула в свою смертель­ную круговерть не только солдат, она оставила свои огненные метки и на детях того страшно­го времени. И теперь уже они рассказывают о своих отцах и дедах и бережно хранят память о том времени, когда их родители ещё были живы и ходили по этой земле. Дети вспоми­нают, какими были их родители, как работали, как восстанавливали разрушенное хозяйство. И пока мы помним о них, пока рассказываем о жизни живых и уже ушедших участников тех кровопролитных боёв своим детям и внукам, память о той страшной поре и о великой Побе­де хранится в наших сердцах. Эта память-за­лог того, что жуткие события той поры никогда больше не повторятся.

Рассказывает Александра Александровна Хромовских, её отец защищал нашу страну от жестокого врага:

- Моё детство было не слишком ласковым, но всё же эта была самая счастливая пора. Вся наша большая семья жила в саманной избушке, пол в ней был земляной, нынешняя молодёжь о таком жилье даже и не слышала, наверное. Бабушка выгоняла нас, малышей, на улицу, выметала пол сначала веником, а потом смачивала его водой. Заходить домой нам позволялось только после того, как пол подсыхал. Я хорошо помню, каким был мой отец, Фодлаш Александр Дмитриевич, до вой­ны, хотя я была совсем маленькой, когда он ушёл на фронт. Какие-то довоенные сцены и сейчас стоят у меня перед глазами. Он часто играл с нами, ребятишками, был весёлым и очень любил петь песню про степь. Папа при­шёл с войны инвалидом. Всё его тело было перебито и изранено, особенно пострадал правый бок, поэтому отца часто мучили боли. Но несмотря на свою инвалидность, рук он не опускал, всегда много работал, сапожничал, ведь надо было кормить большую семью.

  Отец служил под командованием маршала Рокоссовского и домой вернулся с орденом Красной Звезды, который получил за защиту Сапун-горы Севастополя, а ещё его награ­дили орденом Славы III степени и боевыми медалями. Прожил он совсем недолго: раны, полученные на войне, быстро оборвали жизнь нашего папы. Умер он в пятьдесят три года, и наша большая семья осталась без кормильца.

Послевоенная жизнь была трудной и, что там говорить, не очень-то сытной. Самое ра­достное воспоминание тех лет - вечера под Рождество, когда мы с ребятишками ходили на калядки, а взрослые угощали нас сладкой варёной пшеницей. Вкус этого лакомства до сих пор мне помнится. Мать в те годы работа­ла в колхозе, возила на телеге молоко. У нас была своя корова, куры, но почти все продук­ты приходилось сдавать государству. В доме еды в достатке никогда не было. Бабушка, что­бы накормить нас, варила борщ из свекольной ботвы. Мяса в нём не было, да и откуда ему было взяться? В первый класс я пошла в кирзовых сапогах, правда, форму мне купили, и чёрный фартук, и нарукавники тоже. Все девочки их носили, чтобы рукава не пачкались и дольше сохраня­лись - вот такая бережливость была во всём. Папа сколотил мне из фанеры чемоданчик, и я с ним ходила в школу, а зимой после уроков я каталась на нём с ледяных горок. Однажды мы с подружкой сдали макулатуру (современ­ные школьники знать не знают, что такое ма­кулатура, а тогда все сдавали старые газеты, журналы, на этом можно было даже немного подзаработать), и нам взамен выдали яркие шёлковые ленты. Подружка выбрала алый цвет, а я предпочла салатный. Навязали мы яркие банты и отправились, гордые и счаст­ливые в школу. А там нас отругали и даже нажаловались родителям: сказали, что нель­зя такие яркие банты носить в школу, потому что форма-то у всех должна быть одинаковой, а яркие цвета, дескать, отвлекают от учёбы остальных детей. Тогда мы от горя просто ры­дали, ну что такого плохого натворили? Сей­час, когда мне уже исполнилось шестьдесят пять лет, я думаю, что всё это, наверное, было правильным. Сейчас в школах таких строгих правил нет.

Детство пролетело быстро. Уже в седьмом классе, когда мне исполнилось 13 лет, я по­шла помогать маме на ферму. Доить я умела, так что мне сразу дали группу коров, под моим началом было тринадцать бурёнок. Ну, а за­кончив 8 классов, поехала в город учиться на закройщика. Отучилась и сразу же стала ра­ботать в ателье: раньше, имея специальность, устроиться на работу проблемы не было, бра­ли всех, и никто не говорил, что нужен какой-то стаж.

Вот такая история про папу, про нашу страну и про мою очень разную жизнь. Спасибо на­шим родителям, что они сумели воспитать нас нужными и полезными для общества людьми. А мы про них помним, и внукам передадим, чтобы и они не забывали своих прадедов, зна­ли, что воевали они не зря, а для того, чтобы жили мы и наши дети, а у кого-то уже и правну­ки по земле ходят...

Таких историй, я думаю, найдётся немало. В любом семейном архиве можно найти не­что подобное, надо только пролистать старые альбомы, поспрашивать стариков и поделить­ся услышанным с близкими. Жизнь этих ле­гендарных людей ни в коем случае не должна быть забыта.

Михайлова, Н. Годы после войны // Вечерний Усть-Илим. – 2014. – 7 мая. (№ 18). – С. 3 : фот.

14c