44a

Детство и юность Александра Ивановича Станиславского прошли в Средней Азии. От родителей он знал, что их семья когда-то жила в Украине. В ней росло 11 детей. Но из-за раскулачивания, голода и всяких других невзгод в живых остались только старшие брат и сестра, да он, самый младший. В поисках хлебного и более спокойного места отец увез семью на Аральское море. Был он мастером на все руки: плотничал, столярничал, печи клал. Сколотил бригаду из таких же умельцев и работящих мужиков, как он сам, подряжался строить дома, здания контор, колхозные постройки. На одном острове Аральского моря построят – перебираются на другой. В те годы Аральское море было полноводным, а рыбы в нем бурлило, как в кипящем котелке с ухой. Закинут пацаны в воду шнурок с крючком на конце – тут же клюнуло, вытащили большую рыбину…

Перед войной семья Станиславских перебралась с Арала в Коканд. Старшие дети уже жили самостоятельно, а младшему требовалась школа с хорошими преподавателями. Он учился в 9-м классе, когда грянула Великая Отечественная война. Всякое строительство в Коканде прекратилось. В поисках работы отец уехал в Казахстан, а Александр и мать остались в Коканде. Вскоре на улицах города появилось много беженцев с Украины, России, Белоруссии. С оккупированных территорий в Коканд были эвакуированы госпитали с ранеными бойцами. После уроков все старшеклассники ходили туда на дежурства, выполняли разную подсобную работу, на которую не хватало рук госпитальных служащих. После получения аттестата зрелости в июне 1942-го Александр Станиславский с матерью переехали к отцу в Талды-Курган. Там его призвали в армию и направили в военное авиационное училище, эвакуированное из-под Ленинграда в Петропавловск. В период учебы очень пригодились курсанту Станиславскому знания и навыки, полученные в детской технической школе в Коканде.

К службе техник-авиатор Станиславский приступил в декабре 1943-го. В городке Лебедин, что под Полтавой, располагался большой военный аэродром. С него на боевые задания вылетали американские «Б-29». Сюда же они возвращались после того, как отбомбятся над Германией и немецкими позициями во Франции. Первое время с молодыми советскими механиками работали американские инструкторы. Молодые, в красивой форме, доброжелательные, выдержанные, они хорошо говорили по-русски, охотно рассказывали и показывали все, что касалось обслуживания и ремонта боевых «Б-29». Этот тип самолетов называли летающей крепостью. Огромных размеров, он включал 11 огневых точек. А одна огневая точка – это две пушки, столько же пулеметов. Бомболюк вмещал до 10 тонн авиационных бомб весом от 50 до 250 кг и от полутонных до 5-ти и 10- тонных. Считалось, что «Б-29» невозможно сбить. В те годы в США огромной популярностью пользовалась песенка, которую исполняли многие популярные артисты, в том числе и легендарный Фрэнк Синатра. Позже эту песенку перевели на русский язык. В ней звучали такие слова: «Мы идем, ковыляя во мгле. Мы летим на подбитом крыле. Хвост горит, бак пробит…Но летим и не просим посадки…». Бывало, «Б-29» возвращался весь изрешеченный пулями, в пробоинах от снарядов, без признаков жизни в кабине. Наши механики вскрывали фюзеляж, а там... Из 12 членов экипажа большинство оказывалось убитыми, один-два – тяжелоранеными. Специальная служба извлекала тела, сандружина оказывала первую помощь раненым и тут же отправляла их в госпиталь, а технические службы принимались приводить самолет в порядок…

Отдельно от аэродрома в Лебедине было устроено хранилище боеприпасов. Авиационный челнок «США – СССР» по поставке пушек, пулеметов, боеприпасов для оснащения «Боингов-29» работал исправно. На аэродроме близ Лебедина механику Александру Станиславскому довелось прослужить 7 месяцев. Затем сюда прислали обслуживающий персонал из Америки, а русских механиков распределили в 5-й штурмовой авиационный корпус на обслуживание советских Ил-2. Личный состав корпуса распределили по боевым авиационным частям 513-го истребительного авиационного полка. В конце 44-го он стоял под Киевом. Здесь уже механикам пришлось не только ремонтировать боевые машины, а лично выпускать их в полет. Механик ставил подпись в формуляре, специальном журнале, о том, что машина готова к боевому вылету и нес полную ответственность за ее исправность. Командир экипажа расписывался в том, что он машину принял. Механик и пилот относились друг к другу как братья. Возвращения машины и пилота механики ждали в невероятном напряжении.

Самая длительная дальность полета – 2,5 часа. Все это время мысли механика были заняты одним: вернется – не вернется? Каждый механик делал все, чтобы машина и пилот вернулись. Но небо – стихия непредсказуемая. Всех в полку потрясла гибель одного из командиров эскадрильи. Асс воздушного боя, отмеченный тремя боевыми наградами, он хорошо отбомбился на вражеских позициях и возвращался на свой аэродром. Вдруг в корпус машины попала пуля-дура. Пилот пошел на вынужденную посадку. Перед землей машина взорвалась. Специальная команда доставила останки боевого товарища. На похоронах даже самые бывалые пилоты не могли сдержать слез.

Случались в авиации и курьезы. Как-то механик Станиславский и другие товарищи занимались каждый своей боевой машиной. Вдруг в небе нарисовался ярко-красного цвета самолет и стал выделывать над аэродромом фигуры высшего пилотажа. Потом сел, подрулил в рядок к стоящим самолетам, остановился. Кабина открылась, пилот встал на сиденье, сбросил с плеч парашют и закричал: «Эй, вы…», – далее следовало выражение из ненормативной лексики. Техники молчали. «Ты, …», – обратился пилот к одному из авиаторов. «Я – механик, а не…. », – ответил тот с достоинством. «Хоть ты и механик, а все равно….Где тут у вас штаб….?» Ему молча указали направление. Пилот спрыгнул с машины, молодцеватой походкой пошел в сторону штаба. Внешне это был красивый, с хорошей военной выправкой молодой человек. Часа через два к красному самолету подкатил кортеж из машин командования полка. Свита проводила «важную птицу» в кабину. Кто-то из механиков спросил одного из водителей командования, мол, кто это прилетал? Все услышали ответ: «Генерал-лейтенант авиации Васька Сталин».

Под Ужгородом немецкая авиация внезапно разбомбила новенькие штурмовики Ил-2. Их доставили по железной дороге из Куйбышева прямо с завода, в разобранном виде. Технический состав полка день и ночь собирал машины, чтобы обеспечить поддержку с воздуха нашим войскам при наступлении по Европе. Из-под Ужгорода наши штурмовики и истребители уже совершали боевые вылеты в Чехословакию и Венгрию. Особенно часты они были в районе озера Балатон. При налете немецкой авиации под Ужгородом многие самолеты сгорели. Зрелище было страшное. Все, кто его видел, плакали.

День Победы механик Станиславский встретил на боевом посту в Польше. Светало. На полевом аэродроме ждали команды: «К боевому вылету!». Вдруг в воздух полетели световые ракеты, поднялась палящая стрельба. По рации связались с командованием полка и узнали: долгожданная Победа! Все вылеты были отменены, все обнимали и поздравляли друг друга. А в обед командир разрешил отметить историческое событие 100 граммами спирта.

Но до мобилизации было далеко. Службу в военной авиации механик Александр Станиславский нес еще 5,5 лет. Надо было обучить послевоенное поколение механиков обслуживанию винтовых военных самолетов. Потом в полк прислали реактивные «Миг-15». Надо было освоить их самим, а потом научить новую партию молодых. Некоторые из офицеров, направленных после окончания высших военных училищ, отказывались ставить подпись о готовности машины к полету, откровенно признавались: «Боюсь». У них дрожали руки. Это на войне некогда было бояться. Она учила всему и сразу.

После демобилизации в 1950 году Александр Станиславский в звании старшины вернулся в Казахстан. Родители уже умерли. Женился. Практически всю жизнь отработал в одном крупном строительном тресте. Его общий трудовой стаж – 49 лет.

Мирный труд отмечен Золотым знаком строителя, медалью «За освоение Целины». За исполнение воинского долга в годы Второй мировой награжден Орденом Отечественной войны 2-й степени, медалью «За Победу над Германией», всеми юбилейными наградами. В 70-80-е годы Александр Иванович не раз встречался с однополчанами, в том числе – с космонавтами Георгием Тимофеевичем Береговым и Алексеем Архиповичем Леоновым. Несмотря на солидный боевой путь и огромный трудовой стаж, он никогда не просил у государства жилье. В Казахстане построил дом своими руками, выращивал сады. В 1996 году Александр Иванович с женой переехали в Усть-Илимск к сыну и дочери. На строительство своего дома здесь сил уже не хватило. Но Александр Иванович не стал просить жилье у мэрии, а купил квартиру. В его представлении, настоящий мужчина должен сам обеспечить себя и семью всем необходимым. Он вел активную работу в совете ветеранов участников Великой Отечественной войны. 

orden otechestvennoy voyny 2st amОрден Отечественной войны 2-й степени

medal za pobedu nad germanieyМедаль «За Победу над Германией»