568660Не секрет, что многие книги о войне, особенно для детей, хоть и не говорили неправды (впрочем, когда как), но о многом умалчивали. Естественно, в книгах советского периода детям не рассказывали о недостатках вооружения и снабжения нашей армии, об ошибках командования, о недостаточно продуманных решениях политического руководства СССР. А ведь это наша история, и если не знать всех фактов, то нелегко понять и осознать, как выстоял наш народ и какой ценой досталась ему Победа.

Семиклассник Сергей из Ростова - на-Дону в день четырнадцатилетия получает право владеть велосипедом, который до того считался отцовским («Ласточка- звездочка» Виталия Сёмина). Московский «школяр-романтик только вчера сидел за партой, ему и восемнадцати нет («Будь здоров, школяр» Булата Окуджавы). Ленинградец Толька учится в техникуме и немного увлекается военным делом, хотя и уверен, что войны не будет, потому что «Гитлер нас побоится» («Сестра печали» Вадима Шефнера). Все эти персонажи — обычные молодые люди, с обыкновенными для своего возраста заботами и переживаниями, но приходит война — и человек становится другим.

Враг подступает к Москве, и «штатские», оставшиеся в городе, выходят на оборонительные рубежи. Этих москвичей по возрасту и состоянию здоровья не призвали в армию, не взяли даже в первое ополчение (те, кого взяли, уже воюют и скоро лягут, почти все, под Вязьмой и Наро-Фоминском), но сегодня враг на пороге и каждый человек на счету. Ополченцы роют окопы и противотанковые рвы; у них нет ни обмундирования, ни оружия, — да и не каждого успели научить обращаться с оружием, — и на них наступает огромная, хорошо обученная, сытая, превосходно вооруженная армия... Виктор Драгунский, автор повести «Он упал на траву», сам был в московском ополчении — среди тех, кто, вооруженный лишь неудобной лопатой, вышел защищать столицу.

Повесть Драгунского и все перечисленные книги — автобиографические, и они составляют серию «Как это было» — авторский проект издателя Ильи Бернштейна, осуществляющийся на базе ИД «Самокат». Издательский замысел состоял в том, чтобы «рассказать о Великой Отечественной войне как можно более честно и объективно». Особенность серии в том, что авторы книг не только «жили тогда», но и «были там», на месте событий, непосредственно участвовали в них.

Обложки всех книг серии стилизованы под пожелтевшие от времени газетные листы, поверх которых кто-то рисовал карандашом, словно пытаясь отвлечься от нелегкого быта и страшных новостей войны. Иллюстрации к повестям и рассказам выполнили художники Мария Волохонская («Он упал на траву»), Анна Романова («Сестра пе-чали»), Юлия Бычкова («Ласточка-звёздочка»), Елена Ремизова («Будь здоров, школяр»). В каждое издание, вошедшее в серию, помещена статья, написанная со-временным историком, в которой с позиции нынешнего дня предлагается осмысление тех исторических событий, о которых шла речь в книге.

Вовка, мальчишка-подросток, и его дед (на самом деле прадед) проводят время на даче, то есть в деревенском доме. Они роются в старом барахле, сваленном на чердаке, разговаривают обо всем на свете и отлично понимают друг друга. У них сегодня «субботнее настроение»; старший старается не думать о том, что после такого настроения скоро настает «утро понедельника», а младший еще не дорос до того, чтобы постоянно об этом помнить. Из пыльного сундука Вовка вытаскивает то солдатский ремень, то папиросницу, то противогаз... и вдруг спрашивает: «А на что похожа война? По ощущениям? » Прадед пытается сформулировать... И вот — бесконечная военная зима, глухие леса где-то за Псковом, партизанский отряд и два подростка в отряде: Митька и Саныч, он же Лёнька, настоящий герой войны. Он отличный боец, ловкий и удачливый; утверждает, будто заговорен цыганкой «от пули, боли и неволи», и любого перезубоскалит; соображает быстрей, чем ты задуматься успеешь, и все про войну откуда-то знает и понимает. Растерялся он только однажды — когда в одной почти мертвой деревне полубезумный старик-художник вдруг велел ему встать, как будто бы воин с копьем, и позировать для незаконченной картины, на которой уже написаны были какие-то не то ангелы, не то герои. О них художник что-то говорил, будто они «...стерегут, это ведь бесспорно. Все, павшие в боях... Да и не в боях, все честные и добрые люди, они представляют как бы...» — Митька не расслышал, а Саныч не понял. «Облачный полк» — так называется книга Эдуарда Веркина.

Веркин — современный писатель, сравнительно молодой: не фронтовик, не участник и не очевидец; но он сумел рассказать о двух подростках в партизанском отряде так правдиво, будто сам был там и понимал все. Роман «Облачный полк» был представлен на литературную премию «Книгуру» — всероссийский конкурс на лучшее произведение для детей и подростков — и завоевал первое место, а это зна-чит, что читатель поверил писателю. Ведь если автор книги честен перед собою, перед своими персонажами и перед историей, правда художественного текста оказывается ещё честнее, чем правда фактов и достоверных свидетельств.

Мария Порядина