Первый десант

Первый десант

С чего начинается город? С первого кирпича, дома или улицы? Да нет же, с… песни. Кто-то скажет, что так не бывает. Бывает. И еще как. В жизни многих усть-илимцев ровно так и случилось. Услышав по радио строки из песни Александры Пахмутовой и Николая Добронравова «Усть-Илим на далекой таежной реке, Усть-Илим от огней городских вдалеке. Пахнут хвоей зеленые звезды тайги, И вполголоса сосны читают стихи», поехали вслед за мечтой - строить среди непролазной сибирской тайги город-сад.

22 августа 1962 года начальник строительства Братской ГЭС И. И. Наймушин издал приказ № 261 о начале подготовительных работ по строительству Усть-Илимской ГЭС.

23 ноября этого же года к створу будущего гидроузла прибыла первая группа рабочих-гидростроителей во главе с бригадиром Иннокентием Перетолчиным.

В начале 1950 г. началось сооружение Иркутской ГЭС. В 1954 г. приступили к возведению Братской гидроэлектростанции. Начальником Братскгэсстроя был назначен Иван Иванович Наймушин.

В 1960 г. к месту предполагаемого строительства новой ГЭС направляются еще несколько изыскательских партий для изучения термического режима Ангары и определения направления будущей линии высоковольтных передач Братск - Усть-Илим. А в сентябре 1960 г., тщательно рассмотрев все материалы исследований, Государственная комиссия приняла решение: признать наиболее целесообразным местом для возведения Усть-Илимского гидроузла створ в 20 км ниже устья р. Илим. На Ангаре, у скалистого Толстого мыса.

Вот как об этом историческом моменте рассказывает он сам:

И. И. Перетолчин

Участник первого отряда, высадившегося на Толстом мысе

Это было в далеком, но и близком 1962 году... Опустился наш АН-2 прямо на лед Ангары, около деревни Невон. Вышли мои парни, смотрят по сторонам, что-то заскучали вроде... Да и то сказать, хотя мы к сибирским пейзажам привычны, но после Братска пустовато вроде. Деревня, правда, рядом, и дома добротные, крепкие, хотя и старые, почернели все от времени. Ангара тянется за горизонт, снегом ровно засыпанная, будто полотно натянуто. По берегам тайга щетинится, как серая оленья шкура. И тихо-тихо, словно во сне. Признаться, защемило в душе - когда еще здесь, в этой глухомани, настоящая работа и жизнь начнутся... Смотри не смотри, а надо дело делать. Стали обживаться помаленьку. А тут праздник пришел - День Конституции, его тогда 5 декабря праздновали. И пришла кому-то в голову мысль, насколько помню, Толе Субботину: братцы, праздник ведь, опять же десант мы как-никак высадили, вроде как плацдарм захватили, а какая же это победа, если флаг не подняли? И правда! Решили - должен быть флаг, да такой, чтобы его отовсюду видно было. Значит, надо поднять его над Толстым мысом, выше точки в округе нет...

И пятого декабря наша «великолепная семерка» подняла на вершине Толстого мыса государственный флаг. Над застывшей Ангарой прогремел троекратный ружейный салют - символ начала освоения Илимского края. Мы молча стояли на вершине отвесной скалы, названной нами утесом Радищева. Мы — это Петр Давыденко, Григорий Притуло, Максим Ушацкий, Анатолий Субботин, Евгений Александров, Александр Ведерников и Иннокен¬тий Перетолчин. Над нами гордо реял красный флаг, а внизу застыла, закованная в панцирь, величавая Ангара. Над ледяными торосами высились легендарные острова Лосята. Море тайги и звенящая тишина. И не было, казалось, ничего, что бы радовало глаз, согревало душу. Но нет, нам, первопроходцам, давали дополнительные силы Вера и Мечта. И думали мы в тот памятный для всех нас день об одном: настала новая эра, время больших свершений.

Толстого мыс государственный флаг (1962 год)

В 1962 году бригада Иннокентия Перетолчина отпраздновала свой первый Новый год в палатке, которая была единственной в округе. Однако с января следующего года в Усть-Илим стали приезжать новые люди. Всех их размещали по палаткам.

Из воспоминаний одного из первостроителей:

«Восьмого марта 1963 года мы сдали в эксплуатацию первую на стройплощадке столовую на 45 мест, всех накормили настоящим борщом и сибирскими пельменями. К 1 Мая построили клуб на 85 мест, а в конце июня мы уже мылись в собственной бане.

1963

Июль 1964 года

Засверкали свежей краской крыши первых двухэтажных домов. В это же времени относится любопытный отчетный документ: «Жилой фонд строителей состоит из двух зданий в два этажа, 10 палаток, 102 индивидуальных строения (проще говоря, «времянок») и двух двухквартирных домов». Численность населения поселка гидростроителей превысила 800 человек.

12 января 1965 г. исполком Иркутского областного Совета депутатов трудящихся утвердил рабочий поселок Усть-Илим в составе Братского района.

27 декабря 1966 г. была торжественно уничтожена последняя палатка. Все строители переселились в благоустроенные квартиры или собственные дома.

Начало 1967 года было ознаменовано приказом начальника «Братскгэсстроя», согласно которому на строительстве Усть-Илимской ГЭС создали штаб для контроля за сооружением жилья и объектов соцкультбыта. А 23 января состоялось собрание партийно-хозяйственного актива строителей. Его участники подвели итоги минувшего года, наметили планы на будущее.

В наступившем году они запланировали ввести к 7 ноября 16 тысяч квадратных метров жилья, до начала учебного года сдать в эксплуатацию школу на 320 учащихся, спортзал, клуб, холодильник, бетонный завод, нефтебазу, столовую на 200 мест, две стоянки на 200 автомобилей, в сентябре закончить откачку воды из котлована первой очереди. Как говорится, планов громадье, а ведь все они были выполнены!

Трасса мужества

В феврале 1962 г. бригада лесорубов-братчан, руководимая Сергеем Неупокоевым, начала вырубку просеки для автодороги Братск - створ Усть-Илимск ГЭС протяженностью 250 км. Дорожникам-строителям предстояло пересечь 50 рек и речек, пройти через горные хребты, сравнивая их вершины, вывести около 6 млн кубометров скальных пород, пройти через топи и зыбуны, построить десятки мостов.

Для того, чтобы построить автодорогу в кратчайший срок, начальник Братскгэсстроя решает создать сразу три строительно-монтажных управления. Первое вело трассу от Братска. Второе, обосновавшееся в с. Седаново, должно было построить временную дорогу до основной и вести главную магистраль как к Братску, так и к Усть-Илимску. Третье СМУ (строительное монтажное управление) получило задание создать опорную базу на речке Эдучанке и проложить дорогу со 130 до 250-го километра. Это был наиболее сложный участок пути. С утра до поздней ночи ревели в илимских чащобах бульдозеры, а следом - уже по дороге - подпрыгивала на ухабах машина с горючим и продуктами. Зима 1962 года выдалась на редкость суровой, порой температура падала ниже 50 градусов. Но работы на всем протяжении трассы не прекращались. Не зря эту дорогу назвали «трассой мужества».

Санно-тракторный поезд

В марте 1963 года из Братска на Усть-Илим двинулся санно-тракторный поезд с целью доставить оборудование дизельной электростанции мощностью 1750 киловатт для строителей нового гидроузла на Ангаре. Монтажники бригады коммунистического труда М. Кулаченко взялись смонтировать станцию на Толстом мысе к 1 Мая и выполнили свое обещание.

1963

К весне 1964 года на автодороге и линии электропередач уже работало пять четырех кубовых и восемь кубовых экскаваторов, около четырехсот автомобилей, а также более трех тысяч рабочих.

Транспортировка первого экскаватора по трассе «Братск — Усть-Илим» в 1965 году.

В июне 1966 г. был открыт сквозной постоянный проезд по автодороге от Братска до будущей Усть-Илимской ГЭС. Строительство трассы подошло к своему завершению. Водители, бульдозеристы, экскаваторщики, дорожные рабочие в последние месяцы перед сдачей дороги в эксплуатацию трудились без выходных. В середине июня в Невон по новой автомагистрали пришла первая колонна из 25 мощных грузовиков с грузом для стройки. Водитель Г. Истюпеев в числе первых преодолевших путь из Братска был в дороге 10 часов. С этого времени на Усть-Илим беспрепятственно пошли так необходимые для строительства ГЭС металлоконструкции, техника и стройматериалы.

История первопроходцев в фотографиях

1 / 6
2 / 6
3 / 6
4 / 6
5 / 6
6 / 6

Первый десант на Илим. И.И. Наймушин (пятый слева) с инженерами «Братскгэсстроя», 1960 год.
1962 год. Первый десант на Усть-Илим. Зимой по Ангаре через торосы. Первопроходцы добираются к Толстому мысу – месту будущей стройки
1967 год. Первые палатки строителей ГЭС в деревне Невон
Первопроходцы. Сквозь не хоженную тайгу от Братска к будущему городу Усть-Илимску
Строительство трассы мужества Трасса Братск - Усть-Илимск
Бетонирование автомобильной дороги Братск - Усть-Илимск